Среда, 26.07.2017, 11:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Звенигород в XIX веке

Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом в XIX веке

       Начинался Саввино-Сторожевский монастырь с деревянных построек. На горе Стороже возвели храм Рождества, вокруг построили деревянные кельи и территорию обнесли тыном из бревен. В начале  XV века на месте деревянного храма возведен белокаменный собор. Сведений об истории монастыря в XVI сохранилось крайне мало.
       Семнадцатый век стал самым ярким временем в истории монастыря. С середины XVII в. монастырь фактически совмещал в своих стенах царское богомолье с государственной резиденцией. И вокруг древнего Рождественского собора вырос уникальный архитектурный ансамбль.


Вид на Красную башню Саввино-Сторожевского монастыря.
Раскрашенная фотография 1900 гг.


       Одно только перечисление зданий уже говорит о нетрадиционном для русского монастыря его использовании. Дворец царя Алексея Михайловича, Царицыны палаты - весьма специфический набор зданий, характерный именно для загородной царской резиденции.


Схема генерального плана Саввино-Сторожевского монастыря (современное состояние)

       Как выглядел монастырь в XVII и XVIII веках сказать сегодня сложно. На редких изображениях того времени монастырь нарисован очень схематично. Пожалуй, наиболее реалистично он отображен на рисунке Альберта Адамса, сделанном в 1812 году.


 Привал французских войск у Звенигородского монастыря 10 сентября 1812 г.

       А вот с появлением фотографии, то есть где-то с середины XIX века, можно увидеть архитектуру монастыря запечатленную документально. И сегодня эти снимки дают нам возможность поговорить не только об истории монастыря, но и проследить за изменениями в его архитектурном облике.
       Во второй половине XIX, и самом начале XX века было сделано довольно много фотографий, дошедших до наших дней. И сравнивая описания и фотографии,  мы может уже довольно четко представить себе архитектурный комплекс Саввино-Сторожевского монастыря в эпоху Российской Империи конца  XIX века.
       И первое, что надо отметить - монастырский комплекс к концу века дошел в весьма перестроенном состоянии.
Сегодня мы привыкли видеть архитектуру после проведения огромного объема восстановительных работ под руководством мастеров Советской школы реставрации в 1960 – 1980 гг.  Именно в эти годы зданиям монастыря были возвращены их исторические формы. Если бы нам удалось перенестись на «машине времени» в XIX век, то многие здания монастыря узнать нам было бы непросто.

 

Это одна из первых фотографий монастыря. На снимках видно, что в середине XIX века центральная площадь монастыря была открытой, а вот к концу века были посажены деревья. И если детали архитектурной отделки менялись на каждом отдельном временном этапе, то деревья,  посаженные в конце XIX века и частично сохранившиеся до наших дней, являются своеобразным календарем для датировки отдельных фотографий.

 
На фотографии 1881 г. общий ансамбль монастырких строений предстает в полном виде. Здесь особенно интересно посмотреть на благоустройство главной площади монастыря, с павильоном в центре. Во всем этом просматривается стремление взаимосвязать разнохарактерные сооружения, и придать главной площади монастыря определенный классический порядок. Фотограф выбрал утренние часы, когда солнце освещает скользящими лучами северный фасад собора. Четко видна настенная живопись, укрошавшая в те годы закомары собора и барабон купола.  
 
 
Вид Рождественского собора на раскрашенной фотографии 1900 гг.

       И даже если цвета на этой раскрашенной фотографии переданы не совсем верно – все равно основные соотношения наверняка соответствуют истине. Цвета стен, крыш и куполов, цвета деревьев, кустов и травы, цвет песчаных дорожек и цвет неба.
Могу только предположить, как это изображение создавалось. Очевидно – была распечатана на бумаге неяркая черно-белая фотография, и художник сидел на стульчике в этом самом месте и акварельными красками доводил фотографию до состояния акварельного пейзажа. Конечно – это моя фантазия, может быть, раскрашивали фотографию в мастерской, и художник имел перед глазами свою акварельную работу, выполненную с натуры. Бог знает, как это было на самом деле. Дело совсем в другом.
       Дело в том, что сегодня, когда и собор изменился до неузнаваемости и окружение у него совсем другое – раскрашенная фотография является для нас чуть ли не главным документом той эпохи.

       Иван Барщевский, один из первых профессиональных фотографов в России, который занимался исключительно архитектурной съемкой. В 1885 году И.Барщевский выполнил серию фотоснимков по Звенигороду. Две следующие фотографии из его коллекции.

 
Одна из ранних фотографий Рождественского собора. Деревья на площади еще совсем молодые. Фото 1885 г.

 
Звонница в 1885 году.


Фотография из книги: И.Грабарь. История русского искусства. 1909 г.


На этой фотографии, сделанной с близкого расстояния, фресковые росписи стен видны в деталях. Это уже целые картины, которые играли важное значение в восприятии образа собора.



Интерьер Рождественского собора. Фото И.Барщевского, 1881-1895 гг.


 
Северный портал Рождественского собора. Фото И. Барщевского,1890х гг.

И вот строки из книги «Московскiй Звенигородъ и его уездъ в церковно-археологическомъ отношении»  архимандрита Леонида.  Москва, 1878.



В этих витееватых фразах можно найти много конкретной информации. Во первых мы узнаем, что кровля была покрыта гонтом, то есть деревянными пластинами, своего рода черепицей из древесины. Во вторых автор сознается, что первоначальная фресковая живопись была уничтожена. И особенно интересно узнать, что ранее второй уровень церкви – хоры, были взаимосвязаны галереей с
дворцовым корпусом. И что сам Дворец царя Алексея Михайловича в какие-то годы XIX века находился в неудовлетворительном состоянии, хотя на предствленных фотографиях все вполне благопристойно.



 Фото 1910-1915 гг.


 Вид на арку главного входа в монастырь и колокольню. Фото П.Павлова

       Огромный пласт информации несет в себе серия снимков, изображающих северную часть монастыря. Становится ясным, что в те годы оснавным входом на территорию служили проломные ворота в северной стене. А главный вход по лестнице из-под Троицкой церкви был закрыт (что видно на многих снимках), или открывался в редких случаях. Во всяком случае ворота на запоре ярко показывают степень использования парадного входа.

 

       Еще более неожиданными предстают картины при входе на территория монастыря через северные (задние) ворота. Прямо от северных ворот была выгорожена заборами некая «улица», которая вела к главной монастырской площади. А в огромном двухэтажном здании трапезной в те годы размещалось учебное заведение - духовное училище. Все это еще раз подтверждает, что основной вход в комплекс монастыря в XIX веке был организован через северные ворота, которые и тогда и в наши дни представляют собой обычные «проломные» ворота в крепостной стене.


Очень необычная фотография.
Такой вид представить сложно. От северных ворот идет улица к центральной площади,
с двух сторон огороженная заборами. Слева трапезная, вдали видно крыльцо Рождественского собора. Фото 1898 г.


Сегодня можно только предположить, что таким образом в монастыре было разделена территория на «гостевую зону» и собственно монастырскую, скрытую за оградами.

 
Трапезная монастыря, в которой размещалось в те годы Духовное училище. Фото 1900х гг.


 
Северная стена монастыря с задними воротами и угловой водовзводной башней. Фото П.Павлова, 1910е гг.

       С 1898 г. профессиональный фотограф Петр Павлов так же проводил съемку архитектурных памятников Москвы и окрестностей. На его фотографиях, выполненных зимой, монастырские здания приобретают особый колорит......

       Но северные ворота являются и единственным въездом на территорию монастыря. Парадный вход через Красную башню с системой лестниц и всходов всегда служил только для торжественных случаев.



Красная башня на раскрашенной открытке
Зимний вид на Красную башню. Фото П.Павлова

Завершение башни представляло собой некую смотровую площадку с колокольным звоном.

Вообще надо отметить то обстоятельство, что среди весьма большого количества фотографий монастыря совершенно отсутствуют виды парадных лестниц. Это тоже косвенное подтверждение того, что в XIX веке парадных вход в монастырь использовался редко.


 
И наконец, общий вид монастыря со стороны пруда и надкладезной часовни.
Как и в наши дни, Саввино-Сторожевский монастырь утопает в зеленых кущах..................

..........................................................................................................................................
Литература.
- И.В.Тютюнникова. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Путеводитель. М: Северный паломник, 2009.
- И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. М: Буксмарт, 2013.

Фотографии.
Статья иллюстрирована фотографиями из разных источников, в том числе из интернета.
1 - Сайт Старые фотографии - https://pastvu.com/
2 - Фотографии И. Барщевского
3 - Фотографии П.Павлова
4 - Фотографии из книги: И.Грабарь. История русского искусства.
5 - Фотографии из собрания Звенигородского музея

Москва - Звенигород.   25 июня 2015 г.