Вторник, 19.03.2024, 07:39
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Большой собор

Архитектура Большого собора Донского монастыря


 
       Собор Донского монастыря, или Большой собор, хорошо известен в Москве, но в основном по фотографиям.
       Сегодня мне кажется, что собор заслуживает более внимательного к себе отношения. И я постараюсь немного прояснить вопрос о его особом положении в истории русской архитектуры. На первый взгляд он напоминает другие большие соборы монастырских ансамблей. Но только на первый взгляд. При более пристальном рассмотрении сразу видно его главное отличие – это центрическое объемно-пространственное решение.


 Общий вид Большого собора с западной стороны

       Строительство Большого собора началось в правление царевны Софьи Алексеевны. Точно назвать дату весьма сложно, но где-то середина 1680-х годов. Это было своеобразное моление Софьи перед походом её фаворита - князя В.В.Голицына в Крым. Походы Голицына оказались неудачными и только обострили отношения Софьи с Петром. Возведенный до глав в 1686 году, собор стоял недостроенным шесть лет. С 1692 года строительство возобновляется, и собор был достроен в 1698 году.

       А надо отметить, что два последних десятилетия XVII века и в истории России и в истории русской архитектуры можно назвать целой эпохой. Так много изменилось за 20 лет.
       Церковные здания теряют свою аскетичность и начинают напоминать дворцы. И появляются первые центрические храмы, похожие в своей планировке на раскрывшийся цветок. Среди них церковь  Покрова в Филях  особенно красива и изящна.
Но, как говорится, не сразу Москва строилась. И Большой собор Донского монастыря является одной из первых попыток создания крестообразного плана здания.


План собора Донского монастыря

       В чем отличие от привычного пятиглавого храма? Разница принципиальная. К основному квадрату с четырьмя столпами добавлены с севера, юга и запада полукружия, повторяющие форму восточной апсиды. Традиционное пятиглавие соблюдено, но четыре малые главы поставлены по сторонам света и венчают не углы четверика, а округлые выступы планировочного креста.

 
Получилась вот такая красивая схема.
На чертеже красным цветом обозначены планировочные оси,
синим – показано расположение глав, а желтым - иконостас


       Эта структура здания через 10 – 20 лет будет продолжена в постройках «Нарышкинского барокко» и той самой церкви в Филях, о которой уже упоминалось. Но в соборе Донского монастыря все строго и лаконично, никаких лишних красочных деталей нет и в помине. Простая гладь стен, и только окна первого яруса обрамлены колонками с ордерными мотивами, на которых покоится разорванный треугольник фронтона.


Окно первого яруса собора

       Собор поставлен на подклет, окруженный  широкой двухъярусной арочной галереей по всему контуру здания. Обе аркады первоначально были открытыми. В более поздние времена нижний ярус был заложен, а верхний остеклен. На верхний ярус галереи ведут три открытых лестницы. Парадным крыльцом при этом является северное крыльцо, так как первоначально главный вход в монастырь был через северные ворота. Ведь ориентация монастыря такова, что дорога от города подходит к Донскому монастырю с севера, по современной Донской улице.

 
Фасад галереи украшен полуколоннами из белого камня с «кубоватыми» капителями.
В нижнем ярусе присутствуют приземистые спаренные полуколонны.
Верхняя аркада с двойной арочкой на висячей гирьке.
Белокаменные тяги и карнизы опоясывают оба яруса галереи


 Фрагмент фасада верхнего яруса галереи

       Центричная планировка собора дала огромные возможности и для решения его  внутреннего пространства. Четыре световых барабана освещают интерьер (восточный световой барабан спрятан за иконостасом в алтарной части). Особенно эффектно смотрится ряд куполов вдоль иконостаса. Такой освещенностью может похвастаться далеко не каждое сооружение тех лет.
Новое, абсолютно светское начало видно во всех элементах здания. Архитекторы в самом конце XVII века создали поистине дворец с величественным интерьером. Во второй половине
XVIII века арки и своды купола собора раскрашены как кессоны, традиционная церковная живопись на них отсутствует. Такой прием будет применяться на многих сооружениях XVIII века.


Внутреннее пространство собора поражает единством, грандиозностью, обилием света
(кликнуть для увеличения)


Семиярусный иконостас сооружен в несколько приемов, но выдержан в едином стиле.
Как и сам собор, иконостас очень высокий и детально увидеть иконы его верхних ярусов затруднительно.
Но в наши дни основное внимание сосредоточено на иконах первого яруса
(кликнуть для увеличения)

       Интерьер собора просторный, в нем только два круглых столпа на квадратных постаментах несут арки и своды на огромной высоте. Живопись иконостаса тоже относится к тому переходному периоду, когда древнерусская иконописная условность начала уступать место «фряжской» живописной манере, и в рисунках проступают новые реалистические формы, от которых уже недалеко до полотен XVIII века.

 
Вид на апсиды собора с юго-восточной стороны, от монастырского некрополя.
Хорошо читается крестообразная объемно-планировочная структура здания


       И конечно, необходимо сказать несколько слов о том, как собор поставлен на генеральном плане монатыря.
Стены монастыря – это вполне традиционная древнерусская крепость. И только ее форма, почти правильный квадрат, говорит о стремлении к регулярности. Двенадцать двухъярусных башен, в том числе четыре круглые на углах, дополнительно подчеркивают регулярный характер планировки. Собор построен в геометрическом центре квадрата, и два его главных входа ориентированы на две башни с входными воротами. Немного в допетровскую эпоху можно найти архитектурных ансамблей с такой лаконичной структурой генерального плана.
       Донской монастырь производит впечатление ансамбля, созданного по единому замыслу.


       Вот эта геометрическая четкость, не очень заметная в натуре при осмотре монастырской территории, тем не менее «держит» планировку монастыря и его центрального сооружения – собора. В научно-исследовательской литературе собор обычно называют Новым (Большим). Оба названия подчеркивают исторический характер сооружения и его габариты.

       Это предельно сжатый обзор Большого собора Донского монастыря. Но он показывает архитектурные аспекты этого величественного московского собора. Здания, стоящего по своим художественным качествам на переломе двух эпох – эпохи Древнерусской архитектуры конца XVII века и нарождающегося нового стиля XVIII века, с его имперской и светской пышностью.

       Поскольку на территории присутствует еще и Старый (Малый) собор, который является древнейшим каменным сооружением Донского монастыря, то о нем тоже необходимо сказать два слова.  Старый собор и знаменитый некрополь Донского монастыря все годы были главным сокровищем архитектурного ансамбля Донского монастыря. Старый собор на моей памяти всегда был действующим, что в 1960 - 1980-е годы придавало ему особый шарм. А однажды, в восьмидесятые годы, я видел весьма редкостное событие - в трапезной собора варилось "миро" в огромном котле, и аромат разносился чуть не по всей территории.

 
Старый собор Донского монастыря. Фото 2008-09г.
Некрополь монастыря является своеобразным музеем архитектуры и скульптуры,
это энциклопедия архитектурных стилей с XVIII по начало XX века

……………………………….

       В Донском монастыре и в Большом соборе много лет размещалась экспозиция Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева, об этом интересном времени можно прочитать  на сайте  Музея архитектуры .


       Много фотографий сохранилось у московских коллекционеров.
Часть этих материалов можно посмотреть на сайте «Фотографии старой Москвы»  .
       А вот хороших книг, в которых рассказывается об архитектуре Большого собора и всего монастырского комплекса - немного.

Литература:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 6. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. – М.: Искусство, 2000 г.
- Аренкова Ю.И. Мехова Г.И. Донской монастырь. – М.: Искусство, 1970 г.

Фотографии:
В статье подобраны фотографии из разных источников:
1. Фотографии автора, выполненные в 2008-2010 гг.
2. Фотографии из книг  и интернета
 
Чертежи - выполнены автором на основе исторических материалов.

                 4 марта 2016 года.  Москва.


Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.