Среда, 23.08.2017, 16:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Большой собор

Архитектура Большого собора Донского монастыря


 
       Собор Донского монастыря, или Большой собор, хорошо известен в Москве, но в основном по фотографиям.
       Сегодня мне кажется, что собор заслуживает более внимательного к себе отношения. И я постараюсь немного прояснить вопрос о его особом положении в истории русской архитектуры. На первый взгляд он напоминает другие большие соборы монастырских ансамблей. Но только на первый взгляд. При более пристальном рассмотрении сразу видно его главное отличие – это центрическое объемно-пространственное решение.


 Общий вид Большого собора с западной стороны

       Строительство Большого собора началось в правление царевны Софьи Алексеевны. Точно назвать дату весьма сложно, но где-то середина 1680-х годов. Это было своеобразное моление Софьи перед походом её фаворита - князя В.В.Голицына в Крым. Походы Голицына оказались неудачными и только обострили отношения Софьи с Петром. Возведенный до глав в 1686 году, собор стоял недостроенным шесть лет. С 1692 года строительство возобновляется, и собор был достроен в 1698 году.

       А надо отметить, что два последних десятилетия XVII века и в истории России и в истории русской архитектуры можно назвать целой эпохой. Так много изменилось за 20 лет.
       Церковные здания теряют свою аскетичность и начинают напоминать дворцы. И появляются первые центрические храмы, похожие в своей планировке на раскрывшийся цветок. Среди них церковь  Покрова в Филях  особенно красива и изящна.
Но, как говорится, не сразу Москва строилась. И Большой собор Донского монастыря является одной из первых попыток создания крестообразного плана здания.


План собора Донского монастыря

       В чем отличие от привычного пятиглавого храма? Разница принципиальная. К основному квадрату с четырьмя столпами добавлены с севера, юга и запада полукружия, повторяющие форму восточной апсиды. Традиционное пятиглавие соблюдено, но четыре малые главы поставлены по сторонам света и венчают не углы четверика, а округлые выступы планировочного креста.

 
Получилась вот такая красивая схема.
На чертеже красным цветом обозначены планировочные оси,
синим – показано расположение глав, а желтым - иконостас


       Эта структура здания через 10 – 20 лет будет продолжена в постройках «Нарышкинского барокко» и той самой церкви в Филях, о которой уже упоминалось. Но в соборе Донского монастыря все строго и лаконично, никаких лишних красочных деталей нет и в помине. Простая гладь стен, и только окна первого яруса обрамлены колонками с ордерными мотивами, на которых покоится разорванный треугольник фронтона.


Окно первого яруса собора

       Собор поставлен на подклет, окруженный  широкой двухъярусной арочной галереей по всему контуру здания. Обе аркады первоначально были открытыми. В более поздние времена нижний ярус был заложен, а верхний остеклен. На верхний ярус галереи ведут три открытых лестницы. Парадным крыльцом при этом является северное крыльцо, так как первоначально главный вход в монастырь был через северные ворота. Ведь ориентация монастыря такова, что дорога от города подходит к Донскому монастырю с севера, по современной Донской улице.

 
Фасад галереи украшен полуколоннами из белого камня с «кубоватыми» капителями.
В нижнем ярусе присутствуют приземистые спаренные полуколонны.
Верхняя аркада с двойной арочкой на висячей гирьке.
Белокаменные тяги и карнизы опоясывают оба яруса галереи


 Фрагмент фасада верхнего яруса галереи

       Центричная планировка собора дала огромные возможности и для решения его  внутреннего пространства. Четыре световых барабана освещают интерьер (восточный световой барабан спрятан за иконостасом в алтарной части). Особенно эффектно смотрится ряд куполов вдоль иконостаса. Такой освещенностью может похвастаться далеко не каждое сооружение тех лет.
Новое, абсолютно светское начало видно во всех элементах здания. Архитекторы в самом конце XVII века создали поистине дворец с величественным интерьером. Во второй половине
XVIII века арки и своды купола собора раскрашены как кессоны, традиционная церковная живопись на них отсутствует. Такой прием будет применяться на многих сооружениях XVIII века.


Внутреннее пространство собора поражает единством, грандиозностью, обилием света
(кликнуть для увеличения)


Семиярусный иконостас сооружен в несколько приемов, но выдержан в едином стиле.
Как и сам собор, иконостас очень высокий и детально увидеть иконы его верхних ярусов затруднительно.
Но в наши дни основное внимание сосредоточено на иконах первого яруса
(кликнуть для увеличения)

       Интерьер собора просторный, в нем только два круглых столпа на квадратных постаментах несут арки и своды на огромной высоте. Живопись иконостаса тоже относится к тому переходному периоду, когда древнерусская иконописная условность начала уступать место «фряжской» живописной манере, и в рисунках проступают новые реалистические формы, от которых уже недалеко до полотен XVIII века.

 
Вид на апсиды собора с юго-восточной стороны, от монастырского некрополя.
Хорошо читается крестообразная объемно-планировочная структура здания


       И конечно, необходимо сказать несколько слов о том, как собор поставлен на генеральном плане монатыря.
Стены монастыря – это вполне традиционная древнерусская крепость. И только ее форма, почти правильный квадрат, говорит о стремлении к регулярности. Двенадцать двухъярусных башен, в том числе четыре круглые на углах, дополнительно подчеркивают регулярный характер планировки. Собор построен в геометрическом центре квадрата, и два его главных входа ориентированы на две башни с входными воротами. Немного в допетровскую эпоху можно найти архитектурных ансамблей с такой лаконичной структурой генерального плана.
       Донской монастырь производит впечатление ансамбля, созданного по единому замыслу.


       Вот эта геометрическая четкость, не очень заметная в натуре при осмотре монастырской территории, тем не менее «держит» планировку монастыря и его центрального сооружения – собора. В научно-исследовательской литературе собор обычно называют Новым (Большим). Оба названия подчеркивают исторический характер сооружения и его габариты.

       Это предельно сжатый обзор Большого собора Донского монастыря. Но он показывает архитектурные аспекты этого величественного московского собора. Здания, стоящего по своим художественным качествам на переломе двух эпох – эпохи Древнерусской архитектуры конца XVII века и нарождающегося нового стиля XVIII века, с его имперской и светской пышностью.

       Поскольку на территории присутствует еще и Старый (Малый) собор, который является древнейшим каменным сооружением Донского монастыря, то о нем тоже необходимо сказать два слова.  Старый собор и знаменитый некрополь Донского монастыря все годы были главным сокровищем архитектурного ансамбля Донского монастыря. Старый собор на моей памяти всегда был действующим, что в 1960 - 1980-е годы придавало ему особый шарм. А однажды, в восьмидесятые годы, я видел весьма редкостное событие - в трапезной собора варилось "миро" в огромном котле, и аромат разносился чуть не по всей территории.

 
Старый собор Донского монастыря. Фото 2008-09г.
Некрополь монастыря является своеобразным музеем архитектуры и скульптуры,
это энциклопедия архитектурных стилей с XVIII по начало XX века

……………………………….

       В Донском монастыре и в Большом соборе много лет размещалась экспозиция Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева, об этом интересном времени можно прочитать  на сайте  Музея архитектуры .
       Много фотографий сохранилось у московских коллекционеров.
Часть этих материалов можно посмотреть на сайте «Фотографии старой Москвы»  .
       А вот хороших книг, в которых рассказывается об архитектуре Большого собора и всего монастырского комплекса - немного.

Литература:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 6. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. – М.: Искусство, 2000 г.
- Аренкова Ю.И. Мехова Г.И. Донской монастырь. – М.: Искусство, 1970 г.

Фотографии:
В статье подобраны фотографии из разных источников:
1. Фотографии автора, выполненные в 2008-2010 гг.
2. Фотографии из книг  и интернета
 
Чертежи - выполнены автором на основе исторических материалов.

                 4 марта 2016 года.  Москва.