Четверг, 18.04.2024, 21:55
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Церковь Троицы в Никитниках

Древнерусская живопись церкви Троицы в Никитниках
Фресковые росписи стен

Это место находится в самом центре Москвы. Но хорошо спрятано от любопытных взглядов. Найти Никитников переулок практически невозможно. В наши дни и все подходы огорожены. Небольшая площадь с церковью уже к концу XIX века была обстроена высокими домами. В ХХ веке окружающая застройка еще более уплотнилась.

Начало Никитникова переулка



Начало Никитникова переулка зажато с двух сторон огромными зданиями начала ХХ века, построенными в стиле модерн. Особенно давит справа чудовищное по своим пропорциям здание под названием «Боярский двор», построенное по проекту Ф.Шехтеля, которое окружило церковь в Никитниках и закрыло её от площади. Одна только двухсветная арка хозяйственного въезда во двор этого «Двора»  выше здания церкви и подавляет замечательный памятник архитектуры XVII века. Этот далеко не единственный пример варварского отношения к отечественной истории со стороны  финансовых воротил дореволюционной России. 

 
А здесь церковь смотрится на фоне советской архитектуры 1970-х гг.
 


Но и пробравшись вдоль бесконечной вереницы машин,  попадаешь на небольшую площадь, где церковь стоит несколько посвободнее, но зато появляется фоновая застройка зданиями ЦК КПСС, построенными здесь в 1970-е годы. Поистине – храм зажат со всех сторон постройками всех веков.  


Архитектура церкви хорошо изучена. Церковь Троицы в Никитниках  построена в середине XVII века. Это замечательное по красоте архитектурное сооружение строилось в течение 1635—1653 годов на средства купца Г.Никитникова, выходца из Ярославля. Он был так богат, что даже московские цари обращались к нему за помощью.....

Главное достоинство церкви в Никитниках в том, что здесь мы встречаем Синтез Искусств.

Она принадлежит к очень немногим хорошо сохранившимся памятникам русской истории, где объединены в единый синтез искусств и архитектура, и живопись, и резьба по дереву и камню.
Памятник архитектуры с его великолепной белокаменной резьбой наличников и порталов, первоклассными иконами и росписями стен предстал после реставрации в своем подлинном виде. Открыта уникальная стенная роспись 1652 – 1653 гг.

И моя статья посвящена в основном некоторым вопросам древнерусской живописи. Фресковые росписи в этом сооружении покрывают все стены, их настолько много, что они представляют собой бесконечную картину переплетающихся сюжетов.

Двухсветное пространство основного главного четверика сплошь покрыто живописным ковром. Стены, сомкнутый свод и даже оконные откосы, как огромная иллюстрированная книга, рядами в строгой последовательности представляют Библейские и Евангельские сюжеты и притчи. Но фрески на религиозные темы написаны как жизнерадостные и красочные картины, перенесенные в обстановку русского быта XVII века.


Общий вид северной стены


Левая часть северной стеныПравая часть северной стены


Иконостас


Фрески поднимаются до верха стен и переходят на своды

Нужно быть великим знатоком Древнерусской живописи, что бы разобраться во всех этих сюжетах и тем более их понять. Оставляю этот вопрос для специалистов, а покажу я детально только два фрагмент, в которых постарался разобраться.  
Поднимаюсь по входной лестнице, как и положено – весьма крутой, и вхожу в небольшой вытянутый в длину объем западной галереи. С галереи несколько входов в отдельные помещения храма. Войдя в любое помещение, и переходя в следующее, ты вскоре теряешь ориентацию в пространстве. Ты попадаешь в лабиринт, в котором одно пространство переходит в следующее и так до бесконечности. Так было многие годы, пока церковь была музеем.

 
План церкви Троицы в Никитниках


Надо сказать, что многие десятилетия здание церкви Троицы в Никитниках было филиалом Исторического музея. С1963 года - музей древнерусской живописи. И это был один из самых камерных московских музеев, куда приходили только знатоки и любители русской архитектуры. Ведь в этих стенах музеем было само здание, никаких других «экспонатов» не было.

В музее так же устраивали концерты ранней музыки, и русской и европейской. В зале ставили деревянные скамьи, простые и тяжелые, как в древнерусских палатах. И приходило много людей.

Мы с супругой тоже были там на концерте. Маленьком камерном концерте, где звучала старинная скрипка и виолончель. А на старинном клавесине играл Иван Монигетти (такое необычное имя запомнилось!). Вот только когда, в каком году это могло быть? Наверное - в семидесятых.

Это были запоминающиеся концерты, ведь музыка звучала в великолепном по акустике зале. И вся обстановка, специфическое звучание старинных инструментов и как бы оживающие фрески на стенах. И интерьер древнерусского зала, который помнит века.
 
Повторяю, что фресковая живопись покрывает ковром все стены

Я выбрал для себя два фрагмента, что бы показать их крупным планом и с необходимыми пояснениями.


1 - Так, в центре западной стены, над аркой входа в основной четверик церкви, располагается сюжет на тему притчи «О разумных и неразумных девах».
Справа и слева по дуге арки расположены ступени лестницы, по которым поднимаются к дверям рая девы, по пять штук с каждой стороны. А наверху их встречает сам Христос с ангелами. Во первых все девы одеты в русские костюмы XVII века. Слева разумные девы в простых одеждах, и с высоко засученными рукавами, сразу после работы. А вот справа совсем другие девушки – из богатого купечества, очевидно. Они разодеты в яркие сарафаны и оживленно жестикулируют, продолжая веселую беседу. Но - двери рая перед ними оказались закрытыми!  Стучи - не стучи, дверь закрыта. Так простой художник из народа передал свое отношение к трудовому народу и к богатым. Древняя притча на картине древнерусского художника приобрела яркое и явно мирское звучание.


 
Такая яркая картина открывается на западной стене церкви Троицы в Никитниках. Требуемого по канонам «Страшного суда» здесь нет. Вместо этого русского человека приветствует притча о разумных и неразумных девушках. Слева, труженицы, в простых одеждах и с засученными рукавами – они в рай попадут. Справа бездельницы, хохотушки и говорушки – для них рай закрыт. Вот такие дела, проверить сложно....

2 - И среди всего этого колоссального объема художественной информации я покажу еще один фрагмент. Этот сюжет обычно в научно-исследовательской литературе называется – «Притча о сучке и бревне». Или притча о богаче и бедняке - сюжет, древний, как сам мир.  Расположена фреска на северной стены основного четверика церкви, в правой части.

 
Вот эта фреска, почти в центре кадра

На фреске изображен справа богатый купец в узорчатом кафтане и даже с меховым воротником.
Он обращается с наставлением к сидящему слева бедняку с покорно скрещенными руками, указывая ему на «сучек в его глазу». Далее на фрагменте все видно более четко:

На фреске изображен справа богатый купец в узорчатом кафтане
Он указывает сидящему слева бедняку на «сучек в его глазу».
И, разумеется - в упор не замечает
«бревна в своем глазу».

Мораль сей притчи всем известна – не осуждай ближнего!

Текст над головами героев сюжета гласит:
«Не судите да не судими будете что же видинии сучец иже во очце брата твоего, бревно же еже есть во оце твоем не чуеши».

Комментарии, как говорится – будут излишними.

Вечная тема, и в каждой эпохе все повторяется и повторяется – как в этой самой притче!
И всегда и везде простой человек бывает во всем виноват, и весь-то он в грехах и пороках. А вот сытенькие и богатенькие ни в чем никогда не виноваты. И ничего плохого в своих действиях никогда не видят. Не видят бревна в своем глазу.

К сожалению вот так подробно все сфотографировать и разобраться с каждой фреской – дело очень непростое. Но есть хорошие книги об этой церкви, и в них можно найти много информации.

Литература:
Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. – М.: Искусство, 1970.
……………………………………..

P.S. - продолжаю тему дальше:

В начале «нулевых» годов церковь причислили к РПЦ. Событие несколько несуразное, поскольку церковь расположена в деловом квартале, никаких жилых домов вблизи не существует, и прихожанам здесь попросту неоткуда взяться. Если только сотрудники из ближайших огромных корпусов, напомню – ранее здесь располагалось ЦК КПСС, а теперь Администрация президента – зайдут грехи замолить (ну, принятие закона о повышении пенсионного возраста, например)..... Но – вряд ли!

Недавно я приехал посмотреть, в каком виде сегодня находится этот всемирно известный памятник архитектуры и искусства. И увидел, что внутреннему пространству церкви уже нанесен ущерб. В основном объеме с фресками XVII века - уже добавлены «новодельные сооружения», закрывающие проходы, загромождающие интерьер и закрывающие белокаменную резьбу и живопись. Абсолютно неуместное в памятнике архитектуры  XVII века добавление, к тому же выполненное в дурном вкусе.

 
Я недолго смотрел интерьеры, минут 30 не более. И за это время посетитель я был единственный.
При входе, конечно же, висит надпись о запрете фотографировать. И пускай висит, может быть и не нужно всем приходящим щелкать аппаратом. Но у меня особый статус, я не фотограф, я -  архитектор и исследователь. Поэтому не торопясь и спокойно я все осмотрел в двадцатый  или сороковой раз, все стены, все фрески, и конечно сфотографировал все, что посчитал для себя нужным. Сфотографировал с руки и отключив вспышку, как и принято фотографировать во всех наших музеях. Никто ко мне не цеплялся, так что и «читать лекцию» о «всенародном достоянии национального искусства» никому не прошлось.


К сожалению, в интерьере понаставлены «киоты»,
не имеющие никакого отношения к истории, к архитектуре, и живописи  XVII века

Примитивные «новоделы», закрывающие переходы из одной части здания в другую – грубое и неуместное своеволие РПЦ. Ни в коей мере не обижая служителей церкви (у них свои, специфические задачи), надо честно сказать, что обслуживание памятника искусства такого уровня не может быть компетенцией данного уважаемого учреждения.

Выводы:
Конечно, передачу церкви в Никитниках в ведение РПЦ  надо признать ошибкой.

Данный памятник архитектуры должен быть музеем. И должен принадлежать ведомству, профессионально владеющему вопросами содержания, охраны и обслуживания исторической живописи и архитектуры XVII века. Историческому музею, или Третьяковской галерее, или музею им. Андрея Рублева, то есть организации, которая способна организовать и сохранение архитектуры и фресковой живописи, и их музейный показ. В такой музей должны приходить люди, должны проводиться и организованные экскурсии. Грамотные историки и искусствоведы должны рассказывать нашему современнику содержание древних сюжетов, и показывать архитектуру и живопись. Нужно проводить и концерты старинной хоровой и инструментальной музыки.

Церковь Троицы в Никитниках должна стать настоящим Музеем в центре Москвы.
Культурным центром, в котором на первом месте будут общечеловеческие культурные ценности.

            Москва -  26 октября 2018 г.



Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.