Понедельник, 11.12.2017, 20:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Теремок» в Крутицах



       Всегда интересно вчитываться в строки старых книг. Книг с дореформенной орфографией и дореволюционным взглядом авторов на историю и на архитектуру. Вот книга под названием «Историческое описание древней владычней обители на Крутицах и уцелевших от нея памятников: Успенско-Крутицкаго собора, Крестоваго храма и надвратнаго Крутицкаго терема» (Москва, 1893 г.). Меня сразу же не только заинтересовала, но буквально восхитила фраза на самой первой странице книги:

 

       Восхитила потому, что и в наши дни, так же как в конце XIX века архитектурный комплекс Крутицкого подворья был и остается
малоизвестным сооружением. И поэтому рассказать о нем еще раз будет делом совсем не лишним!  Книги по истории архитектуры, изданные в Советском Союзе, сегодня стали библиографической редкостью, их можно посмотреть только в крупных библиотеках, а дореволюционные книги хранятся в Исторической библиотеке.  А издания последних лет очень часто рассматривают в первую очередь сугубо «церковные аспекты», а вопросы архитектуры относят на второй план, да еще и грешат при этом большим числом ошибок.
      Вот поэтому я тоже, как и безымянный автор книги, написанной в 1893 г., попытаюсь на этих страницах создать «более или менее цельное описание» архитектурного комплекса Крутицкого подворья и всех его зданий и сооружений.
 
Генеральный план Крутицкого подворья.
Вопреки всем канонам генеральный план и планы всех зданий в данной работе ориентированы на юг,
так как все подходы и подъезды к Крутицам всегда были с северной стороны, от Кремля.

       Комплекс, как и многие сооружения древнерусской архитектуры, предстает пред нами набором разнохарактерных зданий (да простят мне специалисты такую формулировку!). Сооружения Крутиц в плане напоминают цепочку зданий, сооруженных без какого либо предварительного плана. Точно одно сооружение прибавлялось к предыдущему - и даже святая святых, ориентировка алтарей на восток, и то не выдерживалась. Искать здесь логику бессмысленно, у зодчих  XVII века, и тем более у их заказчиков, были какие-то другие основополагающие принципы, нам сегодня неведомые! Наиболее привлекательным и самым известным сооружением является, конечно, знаменитый «Теремок». Все остальное сегодня воспринимается в качестве некоего «фона» для этого «Теремка».
       В дальнейшем я попытаюсь опровергнуть такую оценку, а для начала нужно посмотреть – а из каких зданий и сооружений состоит комплекс. Их довольно много, и если учитывать только основные - то более 10 сооружений:
1. Воскресенская церковь – 1672-1673 гг.
2. Палаты Крутицких митрополитов – 1665-1675 гг.
3. Стена – переход – 1693-1694 гг.
4. Успенский собор с крыльцом и колокольней – 1670-е гг.
5. Святые ворота с Крутицким «Теремком»
1693-1694 гг.
6. Набережные палаты – начало XVIII в.
7. Башня северо-западная (основание)
8. Башня северо-восточная с пряслом стены.
       Но и каждое из этих зданий также чаще всего состоит из нескольких составляющих, и если перечислить их всех более подробно, то общий список  будет значительно длиннее. Кроме этого в список можно добавить Приказные палаты и другие сооружения, находящиеся южнее основного комплекса. Для общего восприятия архитектурного ансамбля чрезвычайно важна также сохранившаяся одноэтажная и двухэтажная застройка, окружающая Крутицы со всех сторон. В своей работе я сосредоточил внимание на основных сооружениях XVII века.


Общий вид Архитектурного ансамбля Крутицкого подворья с Крутицкой улицы.
Это одна из первых моих фотографий Крутиц, сделанных зимой 1963-1964 гг.
   
Успенский собор с крыльцом и колокольней

       А  главным сооружением, которое встречает каждого, приближающегося к Крутицам, безусловно - является Крыльцо с лестницей входа в Успенский собор. Крыльцо, как и весь комплекс Крутиц, не просто отреставрированное сооружение – а результат огромной научно-исследовательской работы, в результате которой комплекс был выкристаллизован из-под поздних переделок.


Кирпичное крыльцо и белокаменная лестница входа на  второй этаж, в Успенский собор.
Вдали виден Крутицкий теремок.


Крыльцо входа в Успенский собор.
Вид с Крутицкой улицы в сторону северо-восточной башни

Крыльцо и лестница входа в Успенский собор. Фото 1982 г.

       На старых фотографиях крыльцо предстает совсем в другом виде, так как в XVIII и XIX вв. крыльцо и здание собора были искажены и обезличены перестройками.


    Вид на крыльцо и собор в 1898 г.


Общий вид с северной стороны на комплекс в 1943-1944 гг.

  

Вид на крыльцо и собор с восточной стороны.
Фото из Альбома Найденова, 1882 г.


  Успенский собор и крыльцо - вид почти с той же точки, что и на снимке 1882 г

       Сравнение старых и современных фотографий очень ярко показывает объемы выполненных работ, показывает принцип подхода
советской школы реставрации к воссозданию исторического облика древнего здания. Все наслоения XVIII – XIX вв. в процессе
реставрации были сняты, и здания засверкали в своих первоначальных формах. С площадки крыльца крутая лестница ведет вверх, на второй уровень, где располагается Успенский собор. По научной терминологии само сооружение относится к типу «откидное крыльцо», то есть крыльцо перед внешней лестницей, не примыкающее к зданию. Сама лестница тоже очень интересное сооружение, с ползучими арками и сводами.

 
Крыльцо и лестница Успенского собора.
Вид с верхнего уровня в сторону крыльца


       Но, конечно, это великолепное крыльцо является только преддверием, встречающим входящего на территорию Крутиц.  Крыльцо ведет в Успенский собор, и само является частью этого собора.
       Собор выстроен в 1670-х гг. Объемно-планировочное решение собора весьма характерно для XVII в. – осевая симметрия плана, нижний этаж, который можно считать подклетом, и над ним четверик основного храма завершается поясом полуциркульных кокошников и увенчан пятиглавием с центральной световой главой. С запада расположены притворы, с севера и юга – галереи. А
псиды нижней и верхней церквей расположены ступенчато, что очень оживляет восточный фасад собора. 
       И вот при всем этом традиционном планировочном решении, смотрится собор как сказочное нагромождение объемов, в которых вначале невозможно и разобраться.
 

Планы этажей Успенского собора.
На нижнем уровне размещается Петропавловская церковь со входом по оси здания, с западной стороны.
На втором этаже - главное сооружение Крктицкого комплекса, Успенский собор.
Входы в собор запроектированы по двум лестницам, главная из них, безусловно - северная лестница с откидным крыльцом, которая уже детально нами рассмотрена.
 



Западный фасад собора и перехода-галереи. Видны элементы западного крыльца.

      Западный фасад Успенского собора и перехода-галереи можно назвать отдельной темой в общем обзоре Крутиц.. Это как бы центральная площадь всего ансамбля.  Сам собор в старину имел еще и западный вход с крыльцом и открытой лестницей, расположенной на продольной оси. Разобрано оно было очень давно и даже на самых старых фотографиях не присутствует. В процессе реставрационных работ были выявлены и воссозданы только опоры западного крыльца. Трехъярусная колокольня так же традиционна в своем решении – восьмерик на четверике. Вот только поставлена колокольня необычно, с южной стороны, и под нею также находится крыльцо входа в Успенский собор с белокаменной лестницей.

 
     Вид комплекса с южной стороны: теремок, стена-переход, и колокольня на фоне Успенского собора.
В наши дни территория южной части Крутиц имеет очень камерный вид, 
находясь здесь и  любуясь древнерусской архитектурой - ты словно забываешь, что это Москва,
что это весьма шумный центр города.
Тишина и спокойствие веков смотрят на тебя со всех сторон.




Вид колокольни с восточной стороны
Арки и своды первого яруса колокольни -
крыльцо южного входа в Успенский собор

       А около колокольни, тесно поставленные объемы образуют живописные уголки. Симфония арок и сводов, наложение видов ближних и дальних сооружений друг на друга, и - неожиданные открытия на каждом шагу. Все это создает атмосферу сказочности, чем-то напоминающей иллюстрации Билибина. А может быть, художник именно здесь вдохновлялся духом древнерусской архитектуры, осматривая и изучая Крутицы?
       Необходимо отметить, что к началу ХХ в. без искажения сохранились только два сооружения
из всего комплекса Крутиц – это колокольня и Теремок.

Крутицкий «Теремок»

       Писать сегодня о Крутицком «Теремке» - и легко, и очень сложно. Много материалов, много фотографий, но ведь главное не в этом! Главное – попытаться отразить в статье атмосферу настоящего исторического Памятника Архитектуры (с большой буквы), которая сохранилась в этом месте до сегодняшнего дня. Это просто чудо! В последнее мое посещение, воскресным летним днем 2013 года, в Крутицах было весело, сюда приезжали молодожены, чтобы отметить - такую важную в их жизни дату - посещением «исторических развалин»! И это хорошо. Значит, что-то у них в памяти обязательно останется, и надолго.  
       Архитектурный комплекс Крутицкого подворья и я тоже открыл для себя в студенческие годы, где-то в 1963 году. Информация тогда была скудная – маленькая фотография в томе истории архитектуры. Так что и найти Крутицы в те годы было непросто! И, помню, первый раз я подошел к Теремку с дворовой стороны – и был крайне удивлен, не найдя изразцовой отделки. И только пройдя в арку под Теремком, вдруг увидел все великолепие его северного фасада.
 
Центральные сооружения архитектурного комплекса Крутицкого подворья:
 Стена – переход, Крутицкий «Теремок» и Палаты.
Слева на стене установлена памятная доска -
«Великому реставратору радетелю русской культуры П.Д. Барановскому»  

       «Терем-теремок! кто в тереме живет?» – А никто и никогда в тереме не жил.  В 1693 – 1694 гг. был построен каменный переход длиной свыше 50 м, который соединил Палаты с Успенским собором.  Частью этого перехода стал и Крутицкий теремок.  Он никогда не был жилым помещением, а только декоративной «палаткой» над воротами, из которой открывался прекрасный вид на Москву. В Крутицком «Теремке» красочность архитектурной отделки достигает предельной насыщенности. Но вот вопрос – а для чего он построен, конечно, остается без ответа.
       А что говорят историки? Например – автор капитального труда под названием «Русская старина в памятниках церковнаго и
гражданскаго зодчества» Н.М.Снегирев, очевидно первый исследователь этого сооружения, пишет в 1852 году следующее:



Очень интересная фраза! С восьмиметровой высоты «оделяли» нищих милостыней? или «раздавали?»  И как они это делали, бросали монеты горстями в толпу нищих? Вот бы посмотреть на такую раздачу монет….  Нет, наверное - милостыню раздавали служки, а именитые «владыки» снисходительно поглядывали сверху на копошившуюся внизу чернь…..



Рисунок 1852 г. (из книги Снегирева)Фото 1884 г. (из альбома Найденова)

   
                             

   Состояние арочной галереи - перехода и Теремка в конце XIX века.
Фотография 1896 г.

   
На всех старых фотографиях видно, что переход в те годы состоял
только из западной аркатуры и не имел крыши, то есть сохранилась одна стена перехода.
Справа от Теремка видны палаты, перестроенные в XIX в. для размещения подразделений военного ведомства. 
Фото 1900-1910 гг.



План Крутицкого Теремка с переходом


Северный фасад и поперечный разрез.
Именно на разрезе можно увидеть главную конструктивную основу теремка –
идущую по оси здания мощную несущую стену с арками проездов.
 Толщина стены составляет почти 100 см, высота конструкции над центром арки – более 160 см


 Причудливая игра изразцовой отделки. Фрагмент северного фасада «Теремка».

       Несмотря на все великолепие северного фасада, украшенного цветными изразцами, надо сказать, что и  южный фасад не только хорош, но в какой-то мере даже более интересен. Почему он остался необлицованным - сегодня уже ни кто не скажет. Но отделка колонн, наличников, поясков, капителей и всего арсенала декоративного убранства настолько красиво и качественно выполнена, что «дворовый» фасад Теремка в чем-то и превосходит Главный фасад. Ну и конечно этот фасад очень выигрывает потому, что он на южной стороне, и в яркий солнечный день игра света и тени на его декоративном убранстве вполне может поспорить с красотой изразцов.

Вид Теремка с южной стороны. Слева – палаты, справа видна колокольня и Успенский собор
 
Слева видна арка со входом в музей реставрации Архитектурного комплекса Крутицкого подворья.
Музей располагался в здании в 1980 - 1990-х гг.


 Из огромного количества графических материалов по Теремку я выбрал самое раннее по времени –
чертеж с отмывкой в цвете, представленный в Альбоме Ф.Рихтера, 1850 г.
На чертеже показан не только Теремок, но и фрагмент стены-перехода.
План показан в маленьком масштабе, но видно, что существовала в то время
только западная аркатура стены-перехода.

И, заканчивая рассказ о Теремке этим чертежом из альбома Ф.Рихтера, хочу обратить внимание на ошибку в подписи. Не было в Москве Крутицкого монастыря (!), ни в древние времена, ни в XIX веке. Но, уж видно так повелось, что постройки Крутицкого подворья по инерции каждое поколение исследователей причисляет к монастырским.

 Стена – переход

      Архитектура стены – перехода и мотив арочной галереи сегодня являются  чуть ли не главным элементом в комплексе Крутиц.
Арочная галерея проходит и вдоль северного фасада митрополичьих палат, то есть объединяет основные здания комплекса в одно
живописное целое. Во время нашествия Наполеона в 1812 г. переходы пострадали от пожара и их восточная, дворовая часть обвалилась. В 1867—1868 гг. она была восстановлена архитектором Д.Н.Чичаговым, при этом он ввел декоративную аркатуру на коротких колоннах. Но к концу XIX века восточная стена с аркадой вновь обвалилась.
       Интересно сравнить чертеж с отмывкой в цвете из Альбома Ф.Рихтера, изданный в 1850 г. - и современный вид арок,  т.е.
отреставрированных по  проекту Д.Н.Чичагова в 1868 г. Несложно увидеть, что полуциркульные арки в процессе реставрации
превратились в  трехцентровые, которые  были характерны для архитектуры второй половины XIX в.
      По мнению Барановского, восстановление аркады в 1868 г. можно считать чуть ли не первым примером научной реставрации в нашей стране. Именно в таком варианте арки были вновь  отреставрированы и в 1960-1970 гг, при этом восточная стена была фактически заново возведена по аналогии с западной стеной.



Аркада галереи – фрагмент чертежа
из альбома Рихтера, 1850 г.

Галерея после реставрации, 1970-е гг.
     
 
Группа архитекторов на стене-переходе. Это самое начало реставрационных работ в Крутицах.
Крайний справа – П.Д.Барановский (?).
Хорошо видно трехцентровые арки и общий рисунок аркатуры.
Фото - середина 1950-х гг.

 
Аркада перехода-галереи. Западная стена,
сохранившая формы арок со времени своей первой реставрации в 1868 г.


 Общая панорама – Успенский собор с крыльцом и колокольней и стена - переход

Палаты Крутицких митрополитов

В 1788 г. Крутицкая епархия была упразднена, Успенская церковь стала приходской, а все строения архиерейского дома переданы в ведение московского главнокомандующего. В начале  XIX века часть зданий бывшего подворья была приспособлена под казармы.



Хочу отдельно подчеркнуть эту историческую подробность – Крутицкое подворье как церковное учреждение было расформировано во второй половине XVIII в.  В 1812 г. весь комплекс выгорел, и после войны здания восстанавливались уже для размещения в них казарм, а вся юго-восточная часть была приспособлена под казарменный двор, где так же были построены одноэтажные здания казарм. И после революции комплекс продолжал использоваться без изменения общего назначения, в том числе и для военной гауптвахты.


Палаты. Планы первого и второго этажей

Исторически палаты Крутицких митрополитов являются основой всего комплекса. Первоначально вход в палаты был с западной стороны. В середине XVIII века к южному фасаду пристроено открытое крыльцо с белокаменными лестницами. Здание перестраивалось много раз, и только усилиями советских реставраторов ему был возвращен первоначальный облик. Интерьеры палат были отреставрированы для музейного использования.


 Палаты, вид на юго-восточную часть здания с открытой лестницей.
 Справа видна арка со входом в музей реставрации Архитектурного комплекса Крутицкого подворья.
Музей располагался в здании в 1980 - 1990-х гг.

 
Палаты. Северный фасад в процессе реставрационных работ. Фото 1970-х гг.


Воскресенская церковь  (Крестовая палата) с Никольской церковью

       Эта часть комплекса Крутицкого подворья – наиболее древняя. Первоначально комплекс был расположен  именно здесь, на высоком крутом берегу - «на Крутицах» и ориентирован на Москву-реку. И только со строительством во второй половине XVII в. новых  сооружений комплекс оказался развернутым не к реке, а в сторону Новоспасского монастыря и Кремля.
       У здания такая сложная судьба, что рассказать всю историю не просто. В течении XIX в. оно неоднократно перестраивалось под нужды военного ведомства, которое размещалось в зданиях Крутиц с 1788 г., когда была упразднена Крутицкая епархия. В 1930-х годах здание церкви было полностью перестроено в четырехэтажный дом. Устроены междуэтажные перекрытия, пробиты оконные проемы – в общем, получился прямоугольный невзрачный жилой дом. К тому же,  для увеличения площади дома изнутри стесали часть толстых стен XVII в. В процессе реставрационных работ пришлось пройти все эти этапы – но в обратном порядке.
       Теперь здание предстает перед нами, реставрированное на период 1670-х гг. На первом ярусе Воскресенская церковь, на втором – Крестовая палата, а с севера примыкает Никольская домовая церковь.   


План первого этажа с Воскресенской церковью и второго этажа с Крестовой палатой и Никольской церковью.
Видно, как стены были
растесаны изнутри для увеличения внутренней площади здания.

 
Здание в процессе реставрационных работ – из невзрачного четырехэтажного дома
выкристаллизовывается исторический объем


Комплекс сооружений Воскресенской церкви с Крестовой палатой над ней и Никольской домовой церковью.
Восточный фасад.
Слева -  аркада северного фасада палат Крутицких митрополитов.

       Комплекс Крутиц построен и предстает сегодня перед нами почти полностью в одном материале – в кирпиче, и этот материал объединяет все сооружения, иногда весьма разнородные, в общее архитектурное  решение. Конечно и сам кирпич очень разный, это и обычный и профильный кирпич, но в основном именно он определяет архитектуру и настроение ансамбля. Отделка из белого камня только изредка дополняет отдельные здания, подчеркивая какие-то элементы рисунка фасадов. Может быть, поэтому так интересно изучать именно южный фасад «Теремка», где эти сочетания предстают в особенно красивой и яркой форме.    

Окружающая застройка

Одноэтажная и двухэтажная окружающая застройка сегодня частично сохранена, и является очень важной составной частью общего ансамбля.
 

                               1-й Крутицкий пер.                                                   Крутицкая ул., вид от Крутицкого теремка


Крутицкая ул., вдали видна колокольня Новоспасского монастыря
 
Вот в таком виде предстают перед восхищенным взглядом любителя истории и архитектуры сооружения архитектурного комплекса
Крутицкого подворья в Москве. В данной работе, конечно, показаны не все объекты. Чтобы не перегружать впечатлениями,  акцент
сделан на наиболее значительные здания. Но общий масштаб Комплекса и его сегодняшних проблем передан «более или менее» точно.
 
Вместо эпилога

       Над возрождением архитектурного комплекса Крутиц в течении нескольких десятков лет работала целая плеяда советских
реставраторов. Наиболее известно имя Петра Дмитриевича Барановского, в честь которого на стене перехода установлена памятная
доска. Он отдал Крутицам больше тридцати лет своей жизни.  Архитекторы  работали с верой в то, что комплекс будет полностью
восстановлен и будет служить людям.
         
Объявление при входе в комплекс Крутиц в годы реставрации.
Фото 1965 - 1970 гг.
Сегодня, сорок лет спустя -  отдельные названия уже требуют расшифровки:  
- ВООПИиК - Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, общественная организация, которая была учреждена в 1965 г. и продолжает работу и в наши дни.
- ЭСНРПМ - Экспериментальные специальные научно-реставрационные производственные мастерские ВООПИиК.

       В 1969 г. митрополичьи палаты переданы Московскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры для проведения их научной реставрации и открытия музея.
       В материалах, посвященных жизни П.Д.Барановского есть такие слова: « Мы мечтали возродить не просто архитектурный ансамбль, а весь этот живописный уголок — сады, источники, рай....... Барановский рассчитывал, что со временем, когда мы отреставрируем большую часть комплекса, здесь будет культурный центр — музей, студии, лекционные залы...»
       В наши дни эти мечты не сбылись!
       Сегодня судьба Крутиц остается неясной….  В 1982 г. Крутицы стали филиалом Исторического музея. Но, уже начиная с 1993 г.
началась передача зданий в РПЦ, которая закончилась в 2010 г. - когда директор исторического музея окончательно передал весь
комплекс Крутиц в ведение церковного ведомства.
       Таким образом, уже в наши дни произошло экстраординарное событие – на рубеже XX и XXI веков наши власти как бы «отменили» Указ Императрицы Екатерины II – «матушки Екатерины», которая во второй половине XVIII века, в 1788 г. ликвидировала  Крутицкую епархию. И вот, через 222 года, в Крутицы вновь вернулись церковнослужители. Чем это все обернется для архитектурного комплекса – пока сказать сложно!

-----------------------------------------------------                                                                          
Все основные фотографии выполнены автором.   
Отдельные старые черно-белые фотографии привлечены с сайта «Фотографии старой Москвы»
Исторические фотографии – из  дореволюционных изданий, перечисленных ниже.

Литература   (в хронологическом порядке):  
-  Ф. Рихтер. Памятники древняго русскаго зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах, разрезах, с
замечательными деталями украшений.  Москва, 1850.
-  А.Мартынов, Н.М.Снегирев. Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества. Том 1., М. 1852.
-  Н.А.Найденов. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений. Том 4, Том 4-2. М,1884.
-  Историческое описание древней владычней обители на Крутицах и уцелевших от нея памятниках: Успенско-Крутицкаго собора, Крестоваго храма и надвратнаго Крутицкаго терема. Москва, 1893.
-  История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
-  Петр Барановский: Труды, воспоминания современников - М., Фонд П.Д.Барановского, МГО ВООПИиК, 1996.
-  Памятники архитектуры Москвы. Том 6. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века (От Земляного до Камер-Коллежского Вала).– М.: Искусство, 2000.

Москва, 18 ноября 2013 г.