Понедельник, 22.07.2019, 15:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Иконостас храма - 1 стр.

Иконостас в структуре храма
Иконостас, алтарь и апсида в объемно - планировочной структуре Русского храма

       В данной работе рассматривается небольшая, но очень важная часть архитектуры Русского храма – а именно объемно - планировочное решение его восточной части, с иконостасом и, расположенным за ним, алтарем и апсидой.
       Иконостас - составляет одну из важнейших архитектурных принадлежностей Русского храма. Он представляет собой сплошную преграду из икон, отделяющую алтарь от средней части храма. Первоначальная форма иконостаса в виде алтарной преграды существовала в христианских храмах с древнейших времен. В Русском храме уже в XIII – XIV веках на смену низкой алтарной преграде пришёл многоярусный иконостас. Слагался иконостас постепенно, сначала над центральными вратами алтарной преграды начали ставить одну икону, с деисусной композицией, затем составился целый ряд, а со временем иконостас вырос до пяти и даже более ярусов. Многоярусный высокий иконостас, окончательно сложившийся в XV в. – создание русской художественной мысли. Творческая работа зодчего, иконописца и резчика по дереву создали это великолепное произведение русского искусства.
       Слова «алтарь и апсида» так похожи и созвучны для современного человека, так часто употребляются вместе, что порою сливаются в единое целое. Однако слова эти обозначают совсем разные понятия и относятся к различным аспектам культуры.
       Алтарь – термин церковный. Алтарем называется восточная часть храма, отделенная от основного пространства алтарной преградой или иконостасом. Это наиболее важная для религиозного ритуала часть храма, скорее некое сакральное пространство, берущее свое начало в глубокой древности.
       Апсида – термин архитектурный. Так называется примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане, находящийся в его восточной части.
       Обычно алтарь размещается ближе к апсиде и в самой апсиде – но не всегда!
И вот взаимодействие в расположении этих трех составляющих - иконостаса, алтаря и апсиды - в структуре храма и является предметом настоящего исследования. В данной работе представлены пять наиболее характерных вариантов:

        Варианты размещения иконостаса в структуре храма
Храмы с апсидой
       I  вариант. Храмы столпчатые с иконостасом на восточных столпах
  1 - Смоленский собор Новодевичьего монастыря
  2 - Церковь Троицы в Листах
       II вариант. Храмы бесстолпные с иконостасом на восточной стене
  3 - Церковь Николы в Толмачах
  4 - Церковь Николы в Кузнецах
Храмы без апсиды
       III вариант. Храмы кубические с иконостасом на восточных пилонах
  5 - Церковь Климента Папы Римского
  6 - Церковь Богоявления в Елохове
       IV вариант. Храмы крестообразные с иконостасом на восточной стене центрального объема
  7 - Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами  
  8 - Церковь Варвары на Варварке
       V  вариант. Храмы – ротонды с иконостасом в объеме храма
  9 - Церковь Всех скорбящих радости
10 - Церковь Вознесения на Гороховом поле  

       Далее представлены материалы исследования по перечисленным московским храмам - памятникам архитектуры, характеризующие их объемно-планировочное решение. В них видны те или иные варианты расположения иконостаса, алтаря и апсиды в структуре храма с апсидой, или, соответственно, расположение иконостаса и алтаря в структуре храма без апсиды. Материалы представлены в виде чертежа плана с краткой аннотацией, и иллюстрированы фотографиями храма, а также его интерьера с иконостасом. Почти во всех случаях есть фотографии храма и с восточной стороны, показывающие наличие или отсутствии апсиды.


 I вариант. Храмы столпчатые с иконостасом на восточных столпах
 
       В этом варианте иконостас расположен на восточных столпах храма, и алтарь размещен не только в апсиде, но и занимает часть основного объема храма, обычно весь восточный неф. Большинство четырехстолпных и шестистолпных церквей имеет именно такое решение. Первоначально установленные алтарные преграды со временем уходили в прошлое, их сменял многоярусный иконостас. Иконостас, расположенный в восточной части подкупольного, оказался в потоке света, льющегося из-под купола. И вот эта схема и стала главной. Ступенча­то-конический переход от круглого барабана купола к самому крупному в храме подкупольному пространству и является доминирующим принципом компановки элементов продольной оси храма.

       1 . Смоленский собор Новодевичьего монастыря – крупное и величественное сооружение. История строительства и отделки собора длительная. Окончательной датой завершения работ принято считать 1598 г., хотя и позднее собор видоизменялся. Пятиглавый шестистолпный храм с позакомарным покрытием. Как и у многих храмов подобного типа, пятиглавие сдвинуто к востоку. При Годунове над первоначальной алтарной преградой поднялся пятиярусный иконостас, который полностью изолировал восточный неф собора и апсиды. До устройства иконостаса в интерьере господствовало изображение Одигитрии Смоленской на восточной стене над центральной апсидой, его и сегодня можно частично рассмотреть над верхним рядом иконостаса. Отдельно нужно отметить размеры этого грандиозного собора, ширина которого около восемнадцати метров!



План собственно храма, без окружающих галерей и приделов
(Показано и размещение световых барабанов)

Вид с востока на собор и апсиды
    
       При этом многие элементы общей компоновки здания оказывались нелогичными  (разумеется, с точки зрения нашего времени). Многоярусный иконостас на восточном ряде столпов церковного здания отгораживает третью или четвертую часть объема. Зачем это делается? Ответ очень простой – чтобы иконостас и находящиеся перед ним солея, амвон и аналой попали в зону максимальной освещенности, под главный купол церкви!  Нужно было осветить через световой барабан центральное пространство перед иконостасом, и при этом другие, восточные световые барабаны вообще становились чисто декоративными, и через них освещение в храм не попадало. Аналогичное решение можно увидеть почти во всех огромных соборах XV – XVI вв.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря
Вид между столпами на иконостас, точнее на его центральную часть - так как увидеть полностью
весь иконостас невозможно из-за его колоссальных размеров.
Классический пример многоярусного высокого иконостаса!
                  



Левая сторона иконостасаПаникадило Царские врата
  

       2 . Церковь Троицы в Листах  построена в 1650 – 1661 гг. Четырехстолпный пятиглавый храм с позакомарным покрытием. Монументальный кубический объем и крупный масштаб здания придают этой посадской церкви все черты соборного храма. Пятиярусный иконостас размещен на восточных столпах и почти до самых сводов закрывает восточный неф здания. Объем собственно храма освещается только через главный световой барабан и два западных. Восточные световые барабыны отделены иконостасом и почти не видны из интерьера храма. Размещение иконостаса типичное для такого типа храмов - иконостас своей верхней частью приближается к главному световому барабану и весь находится в зоне максимальной освещенности. Но конструктивную основу храма – его четыре столпа - в интерьере определить невозможно. Только если очень внимательно посмотреть на верхнюю часть иконостаса, то можно заметить опирание продольных арок на верхние части восточных столпов.



План (с размещением световых барабанов) Вид с ул. Сретенка
    

Северный фасад храма, с указанием расположения иконостаса в интерьере

     В храме Троицы в Листах многоярусный иконостас размещен на восточных столпах храма,
и отгораживает более чем третью часть основного объема здания.
При таком расположении иконостаса его верх приближается к главному световому барабану
и весь иконостас находится в зоне максимальной освещенности.
Но соотношение внутренней площади здания таково,
что его алтарная часть уже начинает как бы теснить зону "собственно храма".


       Интерьер храма сочетает монументальные архитектурные формы и изысканность декоративной отделки. Ширина храма в месте размещения иконостаса около десяти с половиной метров. Иконостас выполнен во второй половине XIX в. и заново воссоздан в 1990 гг., при реставрации всего здания. Даже в солнечный день в храме сохраняется строгий полусумрак, освещенный только свечами.


Иконостас церкви Троицы в Листах на Сретенке
 



Центральная часть иконостаса
и царские врата
ИконостасСводы и световые барабаны


II вариант. Храмы бесстолпные с иконостасом на восточной стене
   

       Вариант очень хочется назвать как бы «самым логичным» – иконостас расположен на восточной стене храма, алтарь размещается в пространстве апсиды и только в ней. Алтарь находится именно в апсиде, и для этого варианта полностью оправдано словосочетание «алтарная апсида». В данной работе для иллюстрации варианта «алтарь в апсиде» рассматриваются две церкви Замоскворечья. Этот старинный район Москвы, с середины XVIII в. заселявшийся богатым купечеством, сохраняет свое своеобразие и сегодня.

       3 . Церковь Николы в Толмачах  в Замоскворечье (конец XVII в.) Храм неоднократно перестраивался. При пожаре Москвы 1812 г. церковь не пострадала. Четверик церкви сохранил первоначальный свод и основное убранство фасадов. Колокольня и трапезная построены в середине XIX в. Существующий иконостас сооружен в 1845 году. Ширина восточной стены храма, на которой расположен иконостас, около восьми с половиной метров.  Храм идеально отреставрирован и вошел в состав общего архитектурного комплекса Государственной Третьяковской галереи. У храма сегодня две функции – это и часть галереи, в которую можно попасть по специально построенному переходу, и действующий храм, имеющий свой отдельный вход для прихожан. И культовое сооружение, и храм искусства! Интерьер храма очень светлый и праздничный, а помещения трапезной, выполненные в традициях ампира, напоминают парадные дворцовые залы.



ПланВид из арки комплекса Третьяковской галереи


Иконостас церкви Николы в Толмачах в Замоскворечье.
Интерьеры в начале января, в убранстве храма видны рождественские ели






Фото из альбома
Найденова - 1880 гг.
Южный фасад 
Интерьер трапезнойВход в храм из трапезной

                                               
       4 . Церковь Николы в Кузнецах  в Замоскворечье (первая половина XIX в.). Здание представляет собой трехчастную композицию — колокольня, трапезная, храм с апсидой — состоящую из разновременных построек. Основной четверик построен в 1805 г., квадратный в плане объем завершается куполом на широком световом барабане. Одна крупная апсида характерна для эпохи зрелого классицизма. Купол над всем квадратом храма освещает иконостас и создает очень целостное пространство. Здание небольшое по своим размерам, ширина иконостаса, занимающего всю восточную стену, около девяти с половиной метров.  Фасады основного объема интересны объединением окон барабана и люкарн купола, а также более поздними элементами отделки с медальонами с горельефами голов апостолов. Трапезная и колокольня построены позднее, в 1847 г.
       Общий контур иконостаса с постепенным уменьшением количества икон в третьем и четвертом ряду придает иконостасу уверенную статичность. Иконостас прекрасно вписан в интерьер церкви                        
  


План Вид с восточной стороны


Иконостас церкви Николы в Кузнецах в Замоскворечье
Интерьер. Вид из трапезной на храм и иконостас




Фото из альбома Найденова - 1880-е гг.Южный вход в храм
Южный фасад храма




Дневник сайта
- 15 июня 2019 г.
Из Союза Архитекторов пришло письмо с напоминанием, что у меня в этом году юбилей ... 75 :)) И к торжественному заседанию необходимо подготовить ЮБИЛЕЙНЫЙ АЛЬБОМ о своей творческой деятельности. Теперь я занят новой работой - подготовкой Альбома. Нахожу в домашнем архиве чертежи, фотографии, надо будет сфотографировать и свои московские постройки. Объектов очень много, выбираю наиболее интересные - и проекты, и построенные здания. В общем - впереди у меня большая работа
- 1 июня 2019 г.
Система настойчиво предлагала создать "Визитку сайта", и я наконец-то решил её оформить. Хотя реклама мне не нужна, но у визитки оказались и другие функции, весьма нужные. Шаблон визитки типовой, только добавляешь свою картинку.
- 12 мая 2019 г.
Начал писать воспоминания о Суздале, в котором бывал много раз. От первых встреч с тогда еще тихим, уютным и совсем не туристическим городком. И до Суздаля с отелями, мотелями, и асфальтированными улицами. Я рисовал Суздаль в течении почти сорока лет. Сегодня нахожу эти работы в пожелтевших папках, фотографирую или сканирую листы. Получается конечно не настоящая акварель, но зато можно показать на компьютере. Работы много и торопиться здесь нельзя....:)
- 10 мая 2019 г.
На лист Невыдуманные рассказы добавлены акварели, сделанные в Каневе в 1966 году - виды Днепра и заднепровских далей. И рассказ оживает на глазах!
- 27 апреля 2019 г.
На окраине Владимира в 1960-е годы было удивительное место, до которого и добраться было непросто. Всемирно известный храм "Покрова на Нерли" адреса не имел, а место называлось - "урочище". Вчера вспоминал "Путь к Покрова на Нерли"...
- 21 апреля 2019 г.
И вот новая работа о Боровске, городе, где почти нет высокой архитектуры, но интересном и живописном.
- 14 апреля 2019 г.
Подготавливая статью о дворе дома в Лаврушинском переулке, вдруг увидел, что тему «Замоскворечье» - уже можно выделить в самостоятельный раздел. Сделано :))
- 7 апреля 2019 г.
Старая Варварка и Зарядье - была спокойная улица Разина с цепочкой древних зданий на фоне гостиницы «Россия». Опять все сломали и перестроили, как такое могло случиться?
- 1 апреля 2019 г.
Первое апреля, уже настоящая весна, нешуточная. Подготовил рассказ-воспоминание о старом Лаврушинском переулке, и об Усадьбе с кружевными воротами.
- 24 марта 2019г.
Новая статья посвящена поискам церкви в Пафнутьев-Боровском м-ре, сломанной в 1836 г.