Воскресенье, 22.10.2017, 09:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вологодские этюды

Вологда - Прилуки - Кирилло-Белозерский монастырь

                                       
       Сказочно красив Кирилло-Белозерский монастырь. На берегу огромного Сиверского озера он стоит твердо и непоколебимо.  Вот для того, что бы увидеть  это чудесное творение русской архитектуры,  я и предпринял летом 1969 года  путешествие в Вологду и Белозерский край.
 
Вологда – день первый.

       В полночь поезд начал уползать из полусумрака вокзала. За окном – сплошная темнота, вот мелькнул дом с редкими светящимися квадратами окон, пустая платформа – и начинается бесконечный перестук колес. Я вышел из купе, закурил, облокотившись на открытое окно и бросая пепел в ветреную темноту. Потом лег спать. Диван мягкий, постель мягкая и все равно невозможно уснуть под этот нескончаемый стук. Не знаю, сколько я дремал, но проснулся с мыслью не пропустить ночную Лавру. Взглянул на часы, пробежавший за окном фонарь осветил стрелки – как раз прошло полтора часа. Поднял голову к окну и увидел Лавру – да, в этот момент поезд проезжал мимо спящего Загорска, и чуть видными объемами торжественно высилась громада Троице-Сергиевой обители.

       Потом была ночь, длинная и холодная, и столько мыслей, столько воспоминаний громоздилось в голове, что мой полусон был похож на перетасованную колоду. Часа в четыре ночи почти проснулся, взглянул на часы, надел рубашку и снова попытался уснуть, и все тем же полусном. Утром пил кофе из термоса с бутербродами, а за окном, как не странно, проносились назад типичнейшие подмосковные смешанные леса. И только когда виднелись дали с действительно северной грустью, да деревни из потемневших бревен, то начинало вериться, что поезд едет на север. Первый анекдот - один из попутчиков по купе рассказал, как он когда-то свалился с верхней полки, и как это было смешно (и ему в том числе, добавлю от себя). 
       И вот начинаются трубы с черными дымами, заводы, панельные дома, пыльные пригороды. Поезд замедляет свой бег и останавливается. Вологда. Есть необъяснимое ликование в душе, когда выходишь с вокзала в абсолютно незнакомый город. Останавливаюсь буквально посередине привокзальной площади, – в какую сторону идти?  А мимо снуют чужие автобусы, окружающие дома смотрят на меня с удивлением. Я спрашиваю первый адрес и вскоре вхожу в гостиницу «Вологда». В последующий час произошел второй анекдот. В «Вологде» ответили, что мест нет, я пошел в другую гостиницу, в центре, там еще хуже – в девять вечера, может быть, дадут раскладушку. Записав телефоны всех гостиниц города, зашел в автомат и позвонил в …. «Вологду». Можно! Вернулся  назад и тут же получил номер и через пять минут свободно шагал по новому для меня городу. Анекдот занял почти час времени.
      Вологда. Старинный русский город.  Много красивых девушек. Улицы – смесь деревянных домиков вологодско-купеческого стиля и трех – четырехэтажных домов. В центральной части города довольно много зелени и общий масштаб все-таки двухэтажный.  Колокольня видна чуть не с каждого перекрестка. В так называемом «Вологодском Кремле» тихо, музей выходной.
 
                                                          
 
      Я остановился у Софийского собора. Могучий исполин взметнул плоские белые стены к небу; пять мощных барабанов тесно сомкнулись на плечах его, гордясь изящными крестами. А рядом плавно извивается река Вологда, бабы на деревянных мостках полощут белье, чуть подальше купаются и загорают – ведь река-то настоящая, живая, без набережных и автострад по берегам.
 
                                                                       Панорама реки Вологды, вид на Заречье
 
       И то здесь, то там небольшие церкви видны вдоль реки, точно вышли посидеть у воды. Спокойный русский город, внимательный к людям и неторопливый.
 
                          

       Я вернулся к «Кремлю» и, заплатив 30 копеек, поднялся на колокольню. Немного страшновато подниматься по поскрипывающей лестнице, вьющейся вдоль стены. Колокольня поздняя, построена уже в  XIX веке и довольно высокая.

       И вот я наверху. Порывистый ветер, дали неоглядные, весь город как на ладони, огромный Софийский собор ниже моих ног, и вот, вдалеке, точно рисунок Билибина, виден сказочный Спасо-Прилуцкий монастырь…. 

     После отдыха в номере гостиницы я поехал на автобусе через весь город в Прилуки. Какое красивое название – Прилуки (ударение на У). Не доезжая остановки до монастыря, вышел из автобуса и пошел пешком.  Монастырь лежит на берегу реки. С одной стороны монастырь стиснут полотном железной дороги, как Новодевичий в Москве, с другой обычная деревня. Вид от реки незабываемый. Все великолепно. Нет никаких композиционных изъянов – все объемы прочно уравновешены. Сияние белоснежных стен и соборов, зелень, луг, чуть сбегающий к реке, и яркая синь неба! Но внутрь монастырских стен меня не пустили, солдат при входе объяснил, что нужно разрешение в Горисполкоме. Вот так.

 Вологда – день второй.
       Утром встал поздно, позавтракал и отправился в Горисполком, добывать разрешение на посещение Спасо-Прилуцкого монастыря. И очередной анекдот – меня отослали в «Политотдел». Я в душе плюнул на всю эту премудрость и пошел на берег Вологды. С пляжа открывался интересный вид на старый город – тот город, который видел много веков и так просто и мило лежит вдоль спокойной реки. Долго работал – рисовал, изредка отгоняя от себя ребятишек. Здесь же увидел и переезд – большая лодка, стоимость перевоза составляла цифру, меньше которой уже не бывает - одна копейка с носа, и ты на другом берегу.
 
                                  
                                           Река Вологда, маленькая пристань и лодка для перевоза на другой берег
 
      Так я и поступил, и, выйдя на другой берег, очутился прямо против дома с табличкой «Политотдел». Ну,  раз судьба привела меня, надо идти вперед, в конце концов, именно Прилуки и есть цель моего путешествия в Вологду. В воротах стоял грозный страж с автоматом на плече и ножом на поясе. Я дружески похлопал его по свободному плечу и он, застенчиво улыбаясь, показал мне, куда нужно пройти. Милый майор, завертывая в газету плавки (торопился купаться), быстро написал мне записку. И я снова нашел остановку автобуса и опять поехал в Прилуки.
     
Вид из арки перехода на угловую башню
Спасо-Прилуцкого монастыря
  Узоры церкви Введения
    
 
         Церковь Введения                     Успенская церковь                Спасо-Прилуцкий монастырь, вид на Успенскую церковь
 
       Мощные крепостные стены, Спасский собор середины XVI века, и очень неожиданный переход-галерея от собора к трапезной, из которой открываются чудесные виды.  Не буду говорить о каменных постройках монастыря – они великолепны, но особенно поразила меня деревянная церковь, могучий шатер которой взметнулся в небо!
 
       
              Успенская церковь - древнейший памятник шатровой деревянной архитектуры, сохранившийся до наших дней
 
      Долго бродил по монастырю…. Всюду камни, доски, опилки – идет реставрация. Наконец нашел интересную для рисунка точку. Прилуки для меня оказались творческим местом, сразу несколько этюдов получилось, один за другим.
               
 
       Поработав, вышел опять к реке. Искупался несколько раз, вода теплая и чуть красноватая. На зеленом лугу перед стенами монастыря появляется стадо коров, важно проходит и ложится на отдых.
  
                                                 Панорама Спасо-Прилуцкого монастыря от берега реки Вологды 
                                               

       Девчонки шумной гурьбой бегут купаться – наверное, так же молодые отроковицы спешили к ласковой воде и лет триста или пятьсот назад и так же весело сбрасывали с себя ситцевые платьица – к сожалению,  теперь есть еще и купальники.  Ну,  а мне пора в город. И еще раз искупавшись в Вологде, еду на автобусе в Вологду, вхожу в свой номер в гостинице «Вологда», отдыхаю, затем спускаюсь на первый этаж в ресторан, тоже с названием «Вологда».  Вот и кончается моя спокойная вологодская жизнь. Впереди дорога на север, новые впечатления, новые рисунки.

День третий, четвертый и пятый   Кирилло-Белозерский монастырь.

       Путешествия по Руси – дело непростое. Автобус от Вологды до Кириллова ехал весьма неторопливо, да никто и не торопился. Из окна можно было любоваться теперь уже по-настоящему северными пейзажами. Кругом на горизонте видны леса, а дорога в основном открытая, да и деревни весьма голые, без деревьев. Еще один анекдотический случай был в дороге. Где-то на половине пути автобус остановился на положенный водителю отдых, минут на двадцать. А с другой стороны остановился встречный автобус. Видно у них тут был давно отлаженный ленч. Потом поездка продолжалась, и в автобусе появился новый пассажир, мужичок, немного в подпитии. Сначала он спрашивал у окружающих, кто спрятал его сумочку, потом задремал, потом стал весело приставать к пассажирам, вглядываться вперед и приговаривать – а Вологда там еще не видна? Наконец всем стало ясно, что он после остановки сел не в тот автобус. Мужичок сразу протрезвел, попросил остановиться, чтобы ловить попутный грузовик уже в сторону Вологды.

      Выйдя из автобуса в городке по имени Кириллов, я выяснил, что остановиться проще всего на турбазе, которая находится на другой стороне озера. И отправился по дороге вокруг Сиверского озера. Это было мое первое знакомство с этой водной симфонией. Турбаза представляла собой несколько одно- и двухэтажных сооружений со столовой. Свободного места в ней, понятное дело, не оказалось. Но мне разрешили остановиться в брезентовой палатке, ряд таких пирамидок стоял почти на берегу озера. И это было чудесно. Прямо от палатки открывался великолепный вид на весь комплекс Кирилло-Белозерского монастыря.

     Полюбовавшись пейзажем, я отправился назад в монастырь. Весь комплекс, я думаю, правильнее именовать крепостью или кремлем, так как на его территории находятся сразу несколько монастырей и различаются Старый город, Новый город и т.д. Знаменитые соборы, знаменитые фрески, знаменитый музей и регулярные группы экскурсантов. Бродить по территории можно часами, находя все новые и  неожиданные виды. На одной из стен работают ребята из Москвы, летний студенческий строительный отряд, носят кирпичи,  реставрируют участок стены и башню.

                                       
                             Стены и башни Кирилло-Белозерского монастыря, мощь и красота русской архитектуры
                

      А вечером, завершив все задуманные дела, я увидел буквально рядом с палаточным городком пристань, где можно было взять лодку за какую-то чисто символическую плату и кататься по озеру хоть всю ночь. И я поехал кататься на лодке по огромному сверкающему закатными красками водному зеркалу, и сказочный монастырь сурово смотрел на меня издалека. Ужинал я прямо в лодке, доедал запасы московской варено-копченой колбасы, а вместо чая у меня была вода, чистейшая холодная вода Сиверского озера, которую я зачерпывал кружкой прямо за бортом моей лодки.

      Вся меблировка  в палатке состояла из раскладушки с матрацем и подушкой. Но поскольку палатка была  довольно вместительной, и я в ней был один, то спал я прекрасно. А утро начал я с того, что сел на берегу, набрал воды в какую-то баночку и стал писать акварелью даже не архитектуру монастыря, а скорее свое впечатление, образ и цвет, которые так поразили меня уже в первую минуту.
 
                                         
 
      Отсюда, с  другого берега Сиверского озера, да еще в утренние часы, он смотрится действительно как таинственный град  Китеж,  поднявшийся  над немыслимо синей водой.                       
      И весь следующий день был тоже посвящен рисованию и в самом монастыре и вокруг него. Пожалуй, самым интересным стал для меня этюд с видом  между стенами с башнями и озером, который помещен в начале  статьи.
                                                       
       Очень хотелось мне так же взглянуть на все это чудо архитектуры сверху. И порасспросив местных ребятишек, я узнал, как подняться на самую высокую башню - Ферапонтовскую. Мне пришлось  где-то влезать на второй ярус крепостной стены, затем искать лестницу на третий ярус и уже с него был вход в башню. Подъем внутри башни представлял собой серию головокружительных лестниц, последняя из которых была очень крутой стремянкой в почти полной темноте. Преодолеть все препятствия было непросто, так как в одной руке у меня была большая папка для рисунков. Наконец я попал на верхний уровень, восьмиугольное помещение с восемью оконными проемами. Виды открывались во все стороны неповторимые!
 
 
                              Вид на Кирилло-Белозерский монастырь с верхнего уровня угловой Ферапонтовской башни
 
     Работа сначала была задумана как акварель, но башня продувалась всеми северными ветрами, и для быстроты пришлось применить толстый самодельный фломастер с обычными чернилами для авторучки, так как настоящий заграничный фломастер был для меня тогда несбыточной мечтой. Сказочно красивый  Кирилло-Белозерский монастырь и  берега огромного Сиверского озера и все дали отсюда были видны на многие версты. 
 
                                                
 
       Вот на этой высокой точке я хочу поставить точку и в своих воспоминаниях о поездке в Вологду и Киролло-Белозерский монастырь.  А эти рисунки я храню как память о Русском Севере, о бескрайних просторах и синих озерах.

     

       Все рисунки, акварели и черно-белые фотографии выполнены  во время поездки летом 1969 года. Дневниковые записи сделаны в Москве, но не сразу по возвращению из Вологды, а немного позднее.
 
         P.S.    Почти все представленные рисунки выполнены на листах большого формата. По вполне понятным причинам, этюдник в это путешествие я не брал. Была у меня только коробка с акварелью, а с водой для акварели вечно были проблемы. Поэтому большая часть работ – это графика, рисунок карандашом или фломастером, а также смешанная техника, и только иногда классическая акварель. Работал я тогда в основном на плотной тонированной бумаге для акварели, которую в те годы продавали в магазине «Чертежник»  на Пушкинской улице. Размер листа 40 х 57 см, а сама папка  была сделана из плотного картона такой толщины, что к ней лист можно было прикрепить  кнопками или скрепками.  На этой бумаге можно было писать акварелью сразу, в отличие от классического метода, при котором обычную бумагу предварительно смачивали и натягивали на подрамник.
О том, что у меня был с собой и фотоаппарат, я вспомнил только недавно, когда решил начать сканирование старых черно-белых фотопленок. И обнаружил фотографии, о существовании которых давно позабыл. Вот так появилась эта страница моего творческого сайта.
Москва, июль 2011 г.
Григорий Одинцов - Творческий сайт © 11.01.2010-2017 - ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ. Воспроизведение материалов только с разрешения автора
Бесплатный хостинг uCoz