Понедельник, 11.12.2017, 20:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Деревянная архитектура

Деревянная архитектура Русского севера

А я иду по деревянным городам,
где мостовые скрипят как половицы…


О, наша Русь - деревянные города и крепости, деревянные дворцы и дома, избы и амбары простых людей.
А слово деревня, да уже в самом названии слышится - дерево…..
Где ты, Русь деревянная? Где тебя можно увидеть в наши дни?

В начале своего рассказа хочу показать очаровательную миниатюру из книги XVII века. При всей условности графических приемов древнерусского художника, на рисунке виден небольшой деревянный монастырь, окруженный деревянными стенами. На территории справа крупная церковь с шатровым верхом, а слева изящная колокольня, тоже под шатром. А вокруг деревянные жилые дома, высокие и с подклетом для хозяйственных нужд. Вот как бы исходная иллюстрация понятия «Деревянная архитектура Русского севера».


Белозерский скит.
Миниатюра из «Сборника» XVII века. Бумага, темпера.
Государственный Исторический музей.

Из всего этого разнообразия на Русском севере сохранилось много деревянных церквей самых разных форм. Деревянные дворцы и жилые здания древней Руси до нашего времени не дошли. Уж очень недолговечен этот древнейший строительный материал, который был в изобилии на Руси и который так у нас любили. В наши дни в северных деревнях встречаются жилые дома более поздних лет, в основном XIX века. И много зданий и сооружений XV – XIX вв. перевезено в музеи деревянного зодчества. В средней полосе есть несколько хороших музеев, но воссоздать в них колорит исконно русского поселения пока не получается.

Начиная обзор жилых зданий необходимо показать схему основных конструктивных элементов, из которых собирался каждый дом, и маленький и большой. Выработанная веками схема соединения бревенчатых составляющих в единую взаимосвязанную конструкцию дома – вот такая она, простая и логичная:  



Классическая конструкция русского северного дома – открытый сруб из «венцов» - просушенных, вручную обработанных сосновых бревен, соединенных  с остатком – в обло. Бревенчатая стена доходила до конька крыши. Особенно интересна конструкция кровли. В бревна фронтона – самцы - врубались, перпендикулярно им – горизонтальные слеги. На них укладывались курицы, срубленные вместе с корнем – комлем.  Их нижние загнутые концы несли горизонтальное, чуть наклонное бревно – водотечник. В желоб водотечника входили тесины кровли. Верх накрывался выдолбленным снизу бревном – охлупнем. Выходящие на фасад соединения конструкции прикрывались резными досками – причелинами.

       1. Жилые здания Русского севера в XVIII – XIX вв. представляли собой довольно крупные сооружения, часто это был целый комплекс жилых и хозяйственных построек, объединенных под одной крышей. В этом их главное отличие от жилых домов Средней полосы. В суровом северном климате можно было выжить только большой патриархальной семьей, состоящей из родителей и женатых сыновей с детьми. И характер северного дома, рассчитан на возможность длительного автономного существования большой и крепкой семьи.

И первый дом, с которого я начинаю обзор данной темы – Дом Слободиной из архитектурно-этнографического музей Вологодской области «Семенково» под Вологдой. Простейший тип «дом-брус», обычно с тремя окнами по фасаду, имеет жилую и хозяйственную части по одной оси друг за другом. Бревенчатый дом на высоком подклете, служившем хлевом и кладовой. Эта схема, можно сказать - продолжает показывать дома, которые древнерусский художник изобразил на миниатюре. Фасад дома так похож, как бы только что сошел с рисунка!   


Схема «дома-бруса». По материалам сайта музея

Но в реальной жизни дом имел мало общего с исторической схемой. Небольшой, крепко скроенный дом, где для хозяина была насущная задача – запасти дрова на зиму. Дом жил своей неторопливой жизнью.


Дом Слободиной. Фотография дома в его реальной ситуации, до переноса в музей

Очень привлекательны материалы сайта музея, на котором представлены фотографии дома в разное время, и даны планы этажей. Другие музеи часто не удосуживаются провести такую важную и необходимую работу.  


А вот дом Слободиной уже в музейной обстановке.
Конструкция кровли, очевидно, еще не закончена, ведутся работы.
В избе - комнате на втором уровне, устроены три «красных» окна,
Подклет освещается через «волоковое» окно


Следующий объект - Дом Пудовой из деревни Мальчевская, в том же музее «Семенково». На боковом фасаде располагаются два крыльца: летнее на четырех столбах и с лестницей вдоль стены избы под двускатной рундучной кровлей, и зимнее – низкое, с лестницей на три подъема и прямым ходом, крытое небольшой двускатной кровлей на двух резных столбах. Между крыльцами устроен взвоз к поветным воротам.


Жилой дом, конец XIX в.
Архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семенково»


 
Летнее входное крыльцо жилого дома/ 
На фото видны все детали крыши – курицы и лежащий на них водотечник,
красное окно высотой в три бревна,
и резное крыльцо, покрытое тесом, на коньке которого тоже, как и на крыше дома, расположен охлупень.


 
Планировка этажей жилого дома (по материалам сайта музея)


На старой фотографии дом смотрится экзотично, да и стоял он на косогоре.
Превратившись в музейный экспонат, дом приобрел новое звучание,
но это уже новый дом, добротно построенный из новых бревен.


Сегодня, в реальной живой обстановке, на Севере стоят сотни домов, построенных в русских традициях. Но в отличии от церковной архитектуры, эти дома никто не систематизирует и не освещает на популярных сайтах. Вот несколько абсолютно случайных фотографий, сделанных энтузиастами – любителями путешествовать.


Традиционный деревянный дом. Архангельская обл., деревня Березник 


Уникальные фотографии жилых домов XIX в.  я нашел в Журнале - http://sudilovski.livejournal.com/81382.html
Материалы называются - Н.А.Шабунин. «Путешествие по северу. 1906 год. В 5-ти томах».
Николай Авенирович Шабунин оставил нам замечательные исторические фотографии.
Ученый, художник, фотограф - он изучал Русский север на рубеже веков, в те далекие годы, когда  огромное количество северных жилых домов было живой реальностью, а не музейными экспонатами. Вот некоторые из них:

.
Дом мезенца-промысловика. На «вешалах» у дома висит сеть

 
Традиционный для Русского севера дом-двор

 
И, наконец-то, удалось увидеть Северный дом не с «парадного фасада» – а со стороны тыльной части.
На этой фотографии воочию видна вся трудовая жизнь русского человека,
ежедневно и годами боровшегося за свое нелегкое существование на холодном и пустынном севере.




 Жилой дом под Вологдой

Несколько деревянных домов сегодня стоят в просторных деревнях Каргопольщины. На следующих снимках представлена небольшая
серия фотографий, на которых показана сегодняшняя жизнь нормальных северных деревень в Каргопольском районе. Представлены несколько домов, настоящих северных домов с традиционной планировкой.
Фотографии презентовал мне Павел Куликов - http://nordhot.ru/  - и я очень благодарен ему за эти фотографии. Конечно, сельская жизнь продолжается, и продолжается традиционное строительство из дерева, продолжается возведение сооружений с использование многовекового опыта русского плотницкого искусства.


Жилой дом и часовня в селе Большие Лядины в Каргопольском р-не Архангельской области. Фото: П.Куликов, 2013г.


Жилой дом в деревне Ширяиха в Каргопольском р-не Архангельской области. Фото: П.Куликов, 2013 г.


Жилой дом в поселке Погост в Каргопольском р-не Архангельской области. Фото: П.Куликов, 2013 г.

На следующей фотографии – амбар, сооруженный из крупных бревен, рубленных «в обло», то есть с остатком - это самый распространенный вид рубки бревенчатых стен. На фото в крупном масштабе видны почти все основные детали, которые обозначены на «схеме конструкции рубленой избы». Видны слеги, опирающиеся на «самцы» - то есть треугольное продолжение торцевых стен сруба. Массивные двери так же выполнены в традициях деревянной архитектуры.
В целом можно сказать, что на фотографии - идеальная иллюстрация к теме моей статьи.


Амбар в поселке Погост. Фото: П.Куликов, 2013 г.


Жилой дом в деревне Орлово в Каргопольском р-не Архангельской области. Фото: П.Куликов, 2013 г.


Жилые дома и часовня Ильи Пророка в деревне Большая Кондратовская
в Каргопольском р-не Архангельской области. Фото: П.Куликов, 2013 г.


Один из самых крупных деревянных жилых домов второй половины XIX в. сегодня находится в музейном комплексе «Кижи».
Дом Ошевнева - очень большой, его габариты 18х22 метра, и в нем под общей крышей расположено такое количество помещений, что даже обозначить их затруднительно.




 

Мне показалось, что фотография искривлена.

Но присмотревшись - стало ясно, что «водотечники» расположены с уклоном.
Такая конструктивная деталь на обмерном чертеже фасада осталась незамеченной студентами,
которые проводили обмеры дома. Но в целом – они грамотно выполнили работу


План подклета (первый уровень) и первого этажа (второй уровень) дома Ошевнева.
Обмерные планы этажей выполнены студентами МАрхИ в 1975 г.


Дать точное наименование каждому помещению сложно, но -
- На плане в отдельных помещениях четко видны печи, значит – это жилые избы.
- Кладовые не имеют окон.
- Гигантский хозяйственный двор занимал оба уровня в центральной части дома.
- На него выходили на первом уровне стойла для скота, кладовые и мастерские (они под №5)
- На втором уровне прямо над стойлами находился сеновал (все пространство под №7)

Как жила семья в таком большом пространстве? Вход в дом был со стороны главного фасада. В доме Ошевнева проживало до 22 человек. Каждая семейная пара имело свою жилую часть – избу. Таким образом, на двух уровнях дома было четыре обособленных ячейки. Но дом имел и небольшой третий уровень, под скатами кровли размещалась светелка, где жили незамужние дочери хозяина. Здесь пряли и занимались рукоделием.  
 

 
Боковой фасад дома Ошевнева, музей комплекс «Кижи» -
Справа видна и все хозяйственная зона,
с бревенчатым пандусом подъема – «взвоза» для домашнего скота на второй уровень дома.
По пандусу во двор могла въехать лошадь с телегой.
Обходной балкон-гульбище является редкостью в деревянных домах,
это уже «архитектурное излишество», говорящее о богатстве его хозяина.
А может быть балкон был нужен для закрывания ставень?


Дома русского севера отражают своеобразие края, с его суровым климатом и особым семейным укладом. Края, где люди привыкли жить независимо. Патриархального края, где неистовые старообрядцы составляли значительную часть населения. Главная основа жизни тех лет – большая семья, состоящая из нескольких поколений. И, соответственно, основой планировки большого двухэтажного дома были одна или несколько отапливаемых изб-ячеек, соединявшихся холодными проходами – сенями. Из сеней можно было попасть в примыкавший к жилой части дома крытый двор для содержания скота. Весь хозяйственный процесс проходил внутри такого образования, не выходя на улицу.

       2. Теперь можно перейти к архитектуре церковных зданий.
Как всегда было принято, рассмотрение церковных зданий Русского севера я начинаю с небольших, простых и самых древних церквей. Это клетские церкви, они наиболее близки к жилым домам или даже амбарам – клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование.


Лазаревская церковь Муромского монастыря (музей-заповедник Кижи)
Предполагаемая дата постройки – конец XIV в.

В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу и очень близко по своим формам к тем самым тысячам деревянных жилых домов, которые не дошли до наших дней.

Северные часовни очень похожи по своим размерам клетским церквам. И только по отсутствию апсиды, или как часто пишут – алтарного прируба, можно отличить эти два типа сооружений.

И еще несколько слов о небольших северных деревянных часовнях.


Часовня из деревни Гарь, XVII век. Музей "Витославлицы" под Новгородом. Фото: Кирилл Моисеев, 2015г.

Деревянные церкви и часовни такого типа распространены по всей северной Руси. Их очень много, они все интересные и соответствуют масштабу жилых деревенских домов.


 Часовня в Усть-Яндоме Медвежьегорского р-на в Карелии


Среди них и Часовня в деревне Волкостров – моя старая знакомая. На втором курсе института я взял ее для выполнения отмывки фасада. Работать с таким сооружением было интересно.
В наши дни, подбирая фотографии, я нашел информацию о часовне снова, и с удовольствием включил в разработку.  


 Часовня в д. Волкостров. Фото: uchazdneg



Часовня в Волкострове. Проект реставрации южного фасада.
Чертеж А.В.Ополовникова, 1950г.
Часовня в Волкострове. Разрез, проект реставрации.
Чертеж  А.В.Ополовникова, 1950г.

      Чертежи с сайта музея-заповедника «Кижи» -
авторские материалы архитектора-реставратора А.В.Ополовникова



Рассматривая большие деревянные северные церкви, обычно выделяют четыре основных  типа:
1 - Шатровые церкви, 2 - "Кубоватые" церкви,3 - Ярусные церкви, 4 - Многоглавые церкви.  
Такую классификацию дали наши исследователи еще в начале XX века, и такой она остается по сегодняшний день. Шатровые церкви, кубоватые и ярусные церкви при всем их внешнем различии часто имеют в своей основе одну схему, и отличаются друг от друга только завершением. Многоглавые церкви – это особая песня, и в данной статье я их не рассматриваю.

Я начал свой рассказ о деревянной архитектуре Русского севера с обзора гражданских сооружений, и это неспроста. Церковным сооружениям у нас сегодня уделяется значительно больше внимания, им посвящены многие десятки книг, и познакомиться с различиями и подобиями церковных зданий может в наши дни каждый желающий.


Поэтому я детально расскажу только об одной шатровой церкви.

Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.
Успенская церковь в Кондопоге  лучше всего иллюстрирует саму идею сооружения, в котором главным и доминирующим является столп – башня, увенчанная шатровым верхом.

   

Бывшие единственной русской окраиной, граничащей с морем в XVI – XVII веках, северные области многие годы были торговыми путями, связывающими Русь с западом. В XVIII в. Кондопожский погост был составной частью северо-западного торгово-промыслового района Прионежья. В эти годы Кондопога превратилась в значительный перевалочный пункт, через который пролегали водные пути подвоза сырья на металлургические предприятия Петрозаводска и строительных материалов для строящегося Петербурга. И Успенская церковь была своеобразным маяком на берегу озера.


Церковь в Кондопоге, общий вид

И если в небольших сооружениях северного края все очень скромно и предельно логично, каждая деталь оправдана с точки зрения функционального использования внутреннего пространства – то крупные церковные здания  часто поражают совсем другим подходом. Здесь как бы взлет творческой фантазии, сметающий на своем пути привычный рационализм.

На следующей схеме детально показаны почти все основные составляющие элементы здания -

 
Про художественный образ церкви в Кондопоге написано много хороших слов, нет нужды их повторять.
И действительно,  могучая масса нижних частей здания - и пирамида шатра, стремящегося к небу. Стены предельно простые, и только бочка над алтарной частью церкви, висячие крыльца входов и ажурный фронтонный пояс – вот и все украшения. На нижнем восьмерике покоится еще больший восьмерик, их соединяют  повалы, а еще выше -  широкая по'лица, которая зрительно создает основание для взлетающего ввысь шатра.
Трехчастная композиция здания традиционная – притвор, трапезная, церковь и алтарная часть.  
Но внутри церкви нас встречает совсем другая архитектура, сдержанная и простая. Все помещения невысокие, так как над ними устроены потолки с чердачным пространством. Такое объемное решение давало возможность создать теплые помещения. Ведь прогреть зимой огромный высокий шатер в условиях севера было бы нереально. А вот потолок в самой церкви несет в себе еще и художественную составляющую – это знаменитая композиция, именуемая «небо».


 Интерьер трапезной.
Потолок поддерживают два резных столба, которые вместе с кронштейнами напоминают фигуру человека,
поддерживающего потолок поднятыми руками.

Вдоль стен стоят лавки, которые стояли здесь и двести лет назад


 
Интерьер самой церкви – впереди иконостас.
А сверху подвесной деревянный потолок с росписью, который издревле называют «Небо»

На чертеже разреза видно, что все помещения занимают не более шестой части в общем объеме здания. Все остальное – это подклет, чердаки, и конечно объем самого шатра, наполненного сложной системой конструктивных элементов.

Я показал продольный разрез церкви. Именно в разрезе понятны многие части здания, которые увидеть в натуре сложно. Внутри шатра скрывается сложная конструктивная система с продольными и поперечными связями, и диагональными ветровыми раскосами. В центре шатра находится центральный столб-опора, вертикальная ось всей конструкции.

И один небольшой, но очень существенный вывод из всего сказанного. Все рассмотренные здания – деревянные дома, большие и маленькие, скромные часовни и небольшие церкви, и огромная по высоте церковь в Кондопоге, все они относятся к одному типу – это одноэтажные сооружения с подклетом.  Да- да, именно так, одноэтажные! Но при этом высота у всех зданий и архитектурно-планировочное решение совершенно непохожи!


 Вид с востока на бочку и основание восьмерика

Архитектурные детали фасада Кондопожской церкви вызывают чувство восхищения. Традиционная бочка с килевидным завершением украшена небольшой главкой. А еще выше – нижний и верхний восьмерики и все три повала,  и фронтонный пояс, окружающий восьмерик со всех сторон.


Северное висячее крыльцо.
А висит оно на концах бревен, выпущенных из сруба, которые и называются выпусками


 Крупным планом – вид рубки бревенчатых стен «в обло», то есть с остатком


 Последняя фотография сделана в подклете и показывает конструкцию перекрытия.
Очень крупные бревна создают надежную основу, на которой и размещены все помещения


Деревянная Успенская церковь в Кондопоге, построенная в 1774 году, стала одним из последних и самых ярких памятников северной архитектуры, созданных нашими мастерами в конце XVIII века. Древнерусские зодчие создали не просто церковь, а величественный Памятник Архитектуры.
…………………

Много лет я лелеял мечту – написать свои впечатления о русском деревянном зодчестве…..
Сначала были опасения, не допустить бы неточность. Позднее мне удалось наконец-то систематизировать материалы по всем вопросам, так или иначе связанных с историей, с реставрацией, и с сегодняшним положением дел в северных селах и деревнях. Да, сегодня северные территории уже давно не лежат на торговых путях, деревни и села пустеют, и нужен мощный импульс, который бы сделал жизнь на Севере привлекательной для человека.

Но, несмотря на все сегодняшние сложности, деревянная архитектура жива и строительство из дерева продолжается. Мне кажется, что на Русской земле оно будет всегда - и в новых технологических приемах обработки дерева, и в традиционных приемах народного плотницкого искусства.

…………………………………………………………………………….
Графические схемы выполнены автором в ноябре 2016 г.

Литература и фотографии:

- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М.1986
- Анисимова И.И., Гурьянова А.Э. Традиционное русское жилище (в обмерах и рисунках). М.:2015.

- Огромная благодарность Павлу Куликову - http://nordhot.ru/ - за серию прекрасных и оптимистичных фотографий деревянных зданий в Каргопольском районе Архангельской обл.

- Автор выражает благодарность сотрудникам архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семенково». - http://www.semenkovo.ru/ru  и сотрудникам музея-заповедника «Кижи» - http://kizhi.karelia.ru/collection/
- Для иллюстрации темы привлечены так же отдельные фотографии из интернета.


Страница открыта в интернете в первый день зимы - 1 декабря 2016 г.
Здравствуй - наша Русская Зима :)