Среда, 26.07.2017, 11:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Особняки эпохи ампира

Особняки эпохи московского ампира - первая треть XIX в.
«Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы….»
М.Цветаева, 1911 г.
       С началом ХХ века и строительством высоких жилых домов, вытеснивших или задавивших особняки эпохи ампира, начала осознаваться эстетическая ценность этих небольших зданий. Но наступление активно продолжалось в течении всего ХХ века, продолжается оно и в наши дни. Некогда массовая застройка на сегодня сохранилась лишь в виде отдельных образцов.
 
Архитектурный стиль ампир, история создания

       Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль»)
       Слово Ампир сегодня часто встречается при описании исторической застройки Москвы.
Так что же это за стиль, когда он появился?  Ответить на эти элементарные вопросы оказалось непросто. Ампир – это стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX в., который завершил развитие классицизма.
       «Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции. Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейских стран, в т.ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов)» - БСЭ.
       В Российской империи стиль Ампир появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в России было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой.
       Русский ампир очень условно можно разделить на московский и петербургский.
В статье рассматриваются произведения московского ампира, созданные в первой половине XIX века – жилые дома и небольшие особняки. И, разумеется, стиль ампир не закончился в одночасье в 1830-х годах. Строительство ампирных особнячков продолжалось многие годы, и в Москве и в провинции.
       Но, конечно, жилые дома - это только часть ампирного наследия, еще есть дворцы, храмы и крупные общественные здания, в которых ярко виден именно парадный  «Имперский стиль».

Особняки эпохи московского ампира

1 - Городская усадьба Поливанова  - 1822-1823 гг. – Денежный пер, 9
2 - Жилой дом - 1820 г. – Мал. Власьевский пер., 5
3 - Жилой дом - 1817-1825 гг. -  Остоженка, 49     
4 - Музей Тургенева -1826 г. - Остоженка, 37
5 - Городская усадьба Сытина - 1806 г. - Сытинский пер, 5
6 - Жилой дом Протковой – начало XIX в. – Садово-Кудринская, 13
7 - Музей Толстого, 1817-1822 гг. - Пречистенка , 11
8 - Музей Пушкина, 1815 г. - Пречистенка, 12

       Одноэтажный дом с мезонином стал одним из самых распространенных в жилой застройке послепожарной Москвы. Обилие таких домов определило облик многих улиц. Большие и маленькие, высокие и низкие, с колоннами или без них. И мезонины московских особняков поднимались над средним уровнем городской застройки. Пристрастие москвичей к мезонинам было своего рода традицией, восходящей к высоким хоромам с теремками и башенками.

       Гуляя по бесконечным переулкам между Арбатом и Остоженкой, невольно останавливаешься около последних особняков московского ампира. Эти особняки с каждым годом теряют свое окружение и сегодня смотрятся как островки былого величия среди многоэтажных зданий. Немного осталось этих особняков. Построенные в начале XIX века, они на многие десятилетия создали образ, который мы сегодня называем «арбатские переулки». В шестидесятые и семидесятые годы, когда мы часто гуляли по этим переулкам, еще была жива общая структура застройки, еще было много обычных жилых домов высотой в два или три этажа. И ампирные особняки сливались с этой «рядовой жилой застройкой», были ее составной частью.

Особняки эпохи ампира можно встретить не только в арбатских переулках, но поскольку этот термин сегодня очень устойчив, то обзор начинается именно с этого района.

1.  Денежный пер., 9. (улица Веснина) - Городская усадьба Поливанова



 Фото: Игорь Нагайцев, 1986 г.

       Главный дом усадьбы – один из замечательных памятников московского деревянного ампира. Фасад украшен шестиколонным тосканским портиком, над которым возвышается мезонин с фронтоном. Планировка парадной анфилады несколько отличается от традиционной. Зал обращен не на улицу, а в сторону двора.

 
Главный дом усадьбы Поливанова. План первого этажа.



Фото 1970-72 гг. Очень поэтичный этюд, сайт «Фотографии старой Москвы»

2. Малый Власьевский переулок, 5 (улица Танеевых) – Жилой дом начала XIX в.

       Одноэтажный деревянный дом с мезонином, построен в 1820 году. Можно сказать, что это образец застройки Москвы после пожаров 1812 года. Стены обшиты деревом с имитацией рустовки. Плоскость стены мезонина не отделена карнизом от фронтона. Главная деталь дома – крупномасштабная гипсовая вставка в центре фасада, под мезонином.

 
Вид здания в контексте общей застройки улицы. Фото: 1963-64 гг.

Такие виды я еще помню .....
Переулки старого Арбата, по которым мы бродили в незабываемые шестидесятые годы.
До выхода в свет первого тома
"Памятники архитектуры Москвы" - впереди было еще двадцать лет ......:))
 
 
План жилого дома

       Дом невелик по размерам, общая длина по фасаду составляет около 12 метров. Но, тем не менее, все основные приемы классической планировки присутствуют - анфилада парадных комнат и зал. Площадь угловых парадных комнат менее 12 кв.м., то есть это очень небольшие интимные помещения. Как и принято, почти все особняки эпохи ампира построены по красной линии, входы в здания обычно расположены на боковых фасадах.


Вид особняка в 1987 г. Фото: Игорь Нагайцев, 1987 г.
Милый островок среди «элитных» кирпичных жилых домов,
построенных в арбатских переулках в самые последние советские годы


 
На фотографии Э.В. Готье-Дюфайе, снятой в 1913-14 гг.
дом стоит в ряду со масштабных ему зданий

   
И снова возвращаюсь к самому болезненному вопросу – вопросу сохранения исторических зданий в городе. Выделить один дом, назвать его памятником архитектуры, сломать всю окружающую застройку, и затем очень гордиться подобной реконструкцией. Вот по такой схеме в центре Москвы и прошли все 1970-1990 гг.

3. Остоженка, 49. Жилой дом начала XIX в.

       Одноэтажный деревянный дом, построен 1817-1825 гг. Главный фасад оформлен шестиколонным тосканским портиком с фронтоном и лепным декором. Дом поставлен в глубине участка, что не характерно для эпохи ампира.


 Вид дома с Остоженки

 
План дома

 
Вид на портик

4. Остоженка, дом 37 - Музей И.С. Тургенева 

       Еще один особняк на Остоженке. В доме с 1840 по 1850 гг. жила Варвара Петровна Тургенева, мать великого русского писателя И.С.Тургенева. Иван Сергеевич часто гостил у матери на Остоженке и описал в повести «Муму» происходившие  здесь события. Прототипами персонажей  тургеневского  произведения  стали  реальные  лица,  жившие  в доме  «барыни» - Варвары  Петровны. Теперь  здесь  размещается   Музей И.С. Тургенева.
 


       Дом был построен  в1826, хотя иногда называется  и другая дата – 1819 г.
Деревянный особняк с шестиколонным портиком, в семь окон по фасаду, и с  антресолями– представляет собой типичный  образец  московской  послепожарной  застройки. В книгу «Памятники архитектуры Москвы» дом не включен. Очевидно из-за почти полного отсутствия элементов отделки фасада, которые сопутствуют стилю ампир. Тем не менее,  здание имеет все характерные признаки ампира.

 
Интерьер музея




5. Сытинский пер., 5 – Городская усадьба Сытина

       Главный дом построен в 1806 году, деревянный. В 1812 году дом не попал в зону пожаров, так что на сегодня это редкий образец допожарной деревянной застройки Москвы. Четырехколонный портик и высокие окна парадной анфилады создают запоминающийся образ. Лепные орнаменты над окнами, возможно добавленные после 1812 года, придали дому характерные черты московского ампира. Дом можно назвать «типовым» для той эпохи - одноэтажный, с высокими парадными комнатами вдоль главного фасада. Помещения со стороны двора более низкие и над ними устроен антресольный этаж, это был довольно популярный в те времена архитектурный прием.


 Фото: Игорь Нагайцев, 1986 г.

 


 
Фото 1900-х гг.
 
6. Садово-Кудринская, 13 - Дом Протковой


Фото: 1910-13 гг.


       Деревянный дом на каменном фундаменте, построен в конце XVIII - начале XIX в. Дом сохранил первоначальный объем, но в послепожарные годы получил новую, ампирную обработку. Изначально дом находился в глубине парка и имел по бокам флигели.
Дорический портик вынесен вперед и образует террасу с боковыми входами.
Красивый лепной декор и рустовка стен делает особняк характерным примером деревянного московского ампира.
После расширения Садового кольца дом оказался на красной линии застройки.

 
План показывает очень четкую планировку с анфиладой парадных комнат


 
Фото: И.Нагайцев, 1988 г.

       И снова возвращаюсь к «арбатским переулкам». Пройдя их насквозь, все эти Староконюшенные и Афанасьевские, Власьевские и Сивцевы – мы в наших прогулках обычно выходили на Пречистенку.
       Застройка Пречистенки – это уже совсем другая тема, уходящая от «арбатских особнячков». Ансамбль улицы сложился в послепожарные годы, и на ней преобладают «представительные» здания. Дворянский облик домов-дворцов начал создаваться с XVIII века, в начале XIX века многие дома были перестроены в духе ампира. 
 


7. Пречистенка, 11. Городская усадьба Лопухиных - Музей Л.Н.Толстого


 
Главный фасад дома

       Главный дом городской усадьбы Лопухиных построен в 1817-1822 гг., возможно по проекту А.Г.Григорьева, одного из ведущих архитекторов ампира.
       Одноэтажное деревянное здание с антресолями поставлено тоже по линии улицы. Протяженный фасад с шестиколонным портиком ионического ордера в центре здания, простая композиция фасада и большой набор гипсовых декоративных украшений.
Со стороны дворовой территории находятся низкие жилые комнаты, над которыми расположены  помещения антресоли. То есть фактически та же самая схема здания, что и в предыдущих особняках.



Планировка городской усадьбы Лопухиных

       На примере данного особняка интересно отметить одну деталь, которая берет начало еще в классицизме и далее нашла свое продолжение в планировке многих зданий стиля ампир. Это несоответствие плана и фасада. Парадная анфилада – большой зал, гостиная и парадная спальня – просто собраны в одну цепочку помещений, и этот набор абсолютно не взаимосвязан  с расположением портика на главном фасаде дома. Но очевидно, что кроме меня это никогда никто не отмечал, ведь в реальной жизни мы видим фасад здания с улицы. А интерьеры доступны нашему взору при осмотре музея, когда фасад увидеть нельзя. Но анализируя общее архитектурно-планировочное решение здания - об этом надо все-таки сказать.


Интерьер большого зала



 Вид с  Пречистенки на главный дом усадьбы и пилоны ворот


8. Пречистенка, 12. Городская усадьба Хрущевых - Музей А.С.Пушкина


Фото: Аркадий Шатохин, 1980г.

       Ансамбль сооружен в 1815 году. Главный дом деревянный одноэтажный с мезонином  и антресолями сооружен на каменном цокольном этаже XVIII века. Автором считается архитектор А.Г.Григорьев. В отличие от большинства ранее рассмотренных особняков, здесь запроектированы два парадных фасада. Уличный фасад акцентирован мезонином. Оба портика выполнены в ионическом ордере, но общая композиция объемно планировочного решения такова, что портик по переулку зрительно воспринимается как  совершенно новое. Конечно – спаренные колонны бокового фасада, да еще и поднятые на высоту террасы смотрятся иначе, чем портик главного фасада.
       Богатый лепной декор, включающий и львиные маски, рустовка стен и вся архитектура отделки фасадов позволяет назвать это здание своего рода эталоном ампирной жилой застройки Москвы первой половины XIX века.


 
План городской усадьбы Хрущевых

В статье все планы приведены к одному масштабу, поэтому можно увидеть и сравнить реальные размеры каждого здания. Протяженность основной одноэтажной части здания вдоль Пречистенки составляет около 26 метров.


Главный фасад при вечерней подсветке. Фото: Анатолий Гавриченков, 2016 г.

       Внутренняя планировка первого этажа сохранилась в первоначальном виде. Анфилада зальных помещений вдоль главного  и бокового фасадов и пониженные жилые помещения, ориентированные во двор. И, конечно, антресольный этаж над ними.

Интерьер большого зала усадебного дома
«Пол навощен, блестит паркетом.
Столовая озарена
Полуденным горячим светом.
Спит кот на солнце у окна;
Мурлыкает и томно щурит
Янтарь зрачков, как леопард,
А бабушка - в качалке, курит
И думает: Итак, уж март!
А там и праздники, и лето,
И снова осень……….    »
И.А.Бунин
 
Детали отделки особняка. Фото: Анатолий Гавриченков, 2016г.
Окна бокового фасада с характерными перемычками «со львами» и рустовкой простенков


 
Изящные ионические капители и фриз с деталями отделки


Идеи государственного могущества и воинской силы. Деталь отделки стены

       Как и большинство усадеб, данное произведение архитектуры меняло своих владельцев. Так что в литературе можно встретить упоминание разных имен.
       В наши дни Государственный музей А.С. Пушкина, более полувека прописанный в стенах особняка – один из признанных культурных центров Москвы и России, и мне показалось более верным назвать здание именно этим именем.
И очень важно отметить дворцовый характер здания, его крупный масштаб. Хотя теоретически это одноэтажный дом с мезонином – но высота первого этажа такова, что вместе с цокольной частью  и мезонином здание можно охарактеризовать уже и как дворец высотой в три этажа.

Несколько слов в заключении статьи


Фасад дома княгини А.А.Оболенской на Арбате. 1841 г. - ГИМ

       Попробую очень коротко сказать об основных характеристиках особняков в стиле ампир.
Дворянская усадьба 18 века с главным домом в глубине двора теперь уступила место городскому особняку, вынесенному главным фасадом на красную линию улицы. Фасад получал плоскостную разработку и общую горизонтальную направленность.
Основными приемами архитектурной обработки  фасадов стали:
  - рустовка нижнего этажа,
  - характерные перемычки и замки над гладкими проемами окон,
  - портик, а иногда мезонин с фронтоном над средней частью дома.
Декоративная обработка стен часто сводилась лишь к небольшому количеству лепных деталей – венков, медальонов и т.д.   
       При этом московские зодчие, используя немногочисленные детали обработки фасада, умели создавать в ансамбле улиц архитектурную индивидуальность каждого особняка.



   Иллюстрации:
-  В статье использованы фотографии с сайта «Фотографии старой Москвы» и отдельные фото из открытой сети интернета.
-  Авторские фотографии отдельных авторов приложены с их согласия, с указанием фамилии или логотипом на фото.

   Литература:
-  Архитектурные ансамбли Москвы ХV – начала ХХ веков. - М. Стройиздат, 1997 г.  
-  История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
-  Памятники архитектуры Москвы. В 8-и томах. – М.: Искусство, 1983 - 2007. 

Москва, 25 мая 2016 г.