Четверг, 20.09.2018, 09:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рисунок архитектора

       Рисунок архитектора – это особая графика.
       Рисунок архитектора, то есть рисунок с натуры архитектурного памятника или пейзажа, выполненный архитектором, имеет существенное отличие от рисунка художника или любого рисовальщика. И главное обычно состоит в том, что рисуя здание, архитектор творчески познает конструктивную природу сооружения. А подход художника часто заключается в эмоциональной переработке увиденного с целью создания самобытного художественного произведения. И в этом произведении – картине, рисунке, гравюре и т.д. – предстает уже не памятник архитектуры, а художественное «видение» этого памятника.
       Существует также  понятие «архитектурного рисунка», то есть рисунка от руки, который делается в процессе разработки проекта, которое не нужно смешивать с понятием «рисунок архитектора». В последние годы, когда компьютерное проектирование занимает все большее место в проектной работе, «архитектурный рисунок» почти полностью исчезает с рабочих столов современного проектировщика. К сожалению, это факт.
       Да и рисунок архитектора постепенно становится раритетом уже в силу своей полной «ненужности» в современной проектной работе. А ведь десятки и сотни лет архитекторы ездили по миру с мольбертом и карандашом в руках. Ездили - что бы увидеть и зарисовать архитектуру. Моим ровесникам была привычна ситуация, когда приезжая из отпуска архитектор показывал на работе свои рисунки. Или даже устраивал небольшую выставку своих работ. Это было так естественно, и так понятно. Думаю, что в сегодняшних «проектных фирмах» такое  можно увидеть не часто.
       Бывая изредка в Доме архитектора, я с удовольствие смотрю работы на выставках. Вот там можно увидеть именно настоящий, классический рисунок архитектора. Но чаще всего это работы представителей старшего (или даже старейшего) поколения. Более молодые обычно презентуют что-то вроде архитектурных фантазий или графические полотна, большие и яркие, но очень далекие от архитектуры. То есть картины, которые с еще большим успехом мог бы выполнить и показать художник, и которые очень далеки от рисунка архитектора.
       Я окончил учебу в Московском Архитектурном институте в 1968 году. Ни в коей мере не претендуя на звание художника или рисовальщика, я хочу показать несколько своих рисунков. Они выполнены в разное время и в разных точках планеты, и тоже характерны определенной познавательной проработкой архитектурного и конструктивного характера здания или ансамбля сооружений. Именно это, ни с чем несравнимое удовольствие от процесса рисования и познавания, и является главным в такой работе и запоминается навсегда.

1. Наша старая Москва - переулки за Таганкою



1.  На Малой Алексеевской улице (в 80е гг.- Малая Коммунистическая, теперь ул. Станиславского)

       Прогулка от «Таганки» до церкви Сергия в Рогожской слободе была в шестидесятые годы своего рода музейной, ведь путь пролегал по Таганским переулкам, наполненной двухэтажными особняками первой половины XIX века.
И в конце этого пути, ближе к площади, поджидали очаровательные виды старой Москвы. В начале 80-х годов, ранней весной, я сделал рисунок с этого места: Слева одно- и двухэтажные дома старой Москвы, недавно уничтоженные. Вдали сама церковь, в том виде, в котором она сохранялась долгие десятилетия. А справа в глубине двора скрывается особняк купца Алексеева, где родился будущий театрал, так любивший повторять фразу «не верю!».

2. Смоленск - зимой и летом

От моего зимнего Смоленска рисунки не сохранились, да и как можно было рисовать в морозный январский день? Но на фотографии у меня видна в руках папка для рисунков. Значит я все таки как-то умудрялся рисовать ))



Виды Смоленска






       А вот летом я успешно порисовал Смоленск, правда - это случилось значительно позднее. Своеобразие Смоленска поражает уже с первых минут знакомства с городом. Прогулки по городу – это непрерывная цепочка впечатлений, переплетение архитектуры всех веков, от Древнерусской архитектуры XII в. до Конструктивизма тридцатых годов ХХ века. Город на холмах чуть не на каждом шагу преподносит новые и неожиданные виды. Два рисунка толстым грифельным карандашом выполнены почти в одном месте. На первом рисунке вид из-под ворот какого-то монастырька на смоленский Модерн. А на втором рисунке незабываемая картина - крутой переулок спускается под гору, а вдали открывается вид на главную достопримечательность города, Успенский собор.

В Смоленске.  Архитектурный комплекс Соборного двора



       Расположенный на самой высокой точке города Успенский собор не только доминирует над всей окружающей застройкой, но и виден с дальних, иногда совершенно неожиданных мест. И конечно, приближаясь к нему, начинаешь понимать, что собор и его окружение так же наполнены самыми неожиданными видами. Это целый архитектурный комплекс. Пройдя по всем направлениям вокруг Успенского собора, вдоль и поперек, я выбрал вот эту простую точку. Здесь все сооружения видны фрагментарно, непосвященный зритель даже может сделать вывод, что точка как бы непарадная и случайная. Но именно отсюда открылись все детали планировки Соборного двора. Слева видна арка въезда на территорию с улицы, пандус там весьма крутой. На первом плане Богоявленский собор, под которым и расположен этот пандус. А самый главный  собор – на втором плане, но с данной точки прекрасно видны его круглые окна, может быть своего рода визитная карточка этого памятника архитектуры.

3. В столице Лаоса, городе Вьентьяне. Колониальная архитектура


Вид из окна гостиницы на противоположную сторону улицы.
Это самый престижный центр города, и в каждом доме на первом этаже расположены
небольшие магазинчики с сувенирами и всякой местной экзотикой.
Покупателями здесь бывали редкие европейцы, любители поездок в нетрадиционные для европейских туристов страны.
Для нас, советских специалистов все эти товары были несколько дороговаты


Местная традиционная архитектура - это пагода.
Характерные крыши, вроде такой, украшают почти все пагоды в Лаосе




       За многие годы проектной работы мне несколько раз приходилось заниматься объектами, расположенными в Юго-Восточной Азии - во Вьетнаме и в Лаосе. И, соответственно, бывать там в служебных командировках. Простой альбом, карандаш и фломастер, вот и весь набор художественных средств, который был в моих руках. А от бывшего Французского Индокитая и во Вьетнаме и в Лаосе сохранились весьма колоритные колониальные здания. Окруженные пальмами и местной архитектурой, прокаленные жарким солнцем, - все это для русского человека было в новизну. Напомню, что это были 1980-е годы, и в такие дальние дали наш соотечественник попадал нечасто.

4. Подмосковье....
Среднерусская, сердцу близкая подмосковная сторона .... так пелось в старой бардовской песне


Зима, дорого вьется между сугробов, впереди село Дмитровское на Истре.



Церковь в селе Уборы - это совсем рядом с Дмитровским. Вот здесь я во всей красе, с этюдником на ножках.
Ну - настоящий художник ))


5. Город-остров  Несебр в Болгарии









       В 1973 году наша группа выиграла конкурс на проект Университета в Болгарии. Проектные материалы давно канули в лету, но воспоминания о поездке в страну остались. В основном в виде открыток, цветных слайдов и нескольких рисунков. Миниатюрный городок под названием Несебр на острове, куда теперь тянется дамба и шоссе, когда-то был настоящим островом. Двухэтажные дома и восстановленные старые и новые - смотрелись единым комплексом и сами просились на лист ватмана. Многочисленные туристы из западных стран – немцы, чехи, французы и др., отвлекаясь от своих экскурсоводов, старались пройти за моей спиной, и с некоторой завистью заглядывали на мой рисунок. Да, их можно понять – сфотографировать на пленку или даже на мгновенный «полароид» мог тогда каждый из них, была бы техника в руках. А вот нарисовать, - это не всем дано!


6. Керчь, старая крутая улица (Почтовый пер.)

       Во многих городах и странах мне пришлось проектировать здания. И каждая поездка всегда сопровождалась поисками интересных мест, изучением интересной архитектуры. В Керчи мне сразу понравились несколько лестниц, которые ведут наверх, на гору Митридат. Есть и огромная шикарная, о которой все знают, а есть и вот такие неприметные улочки-лестницы. Очарование этого места было еще и в том, что вся улица создана из одного материала, из блоков желтоватого местного камня, ракушечника. На этой улице все было из ракушечника - и дома, и ограды, и ступени лестниц и кажется даже плиты покрытия улицы.


Старая крутая улочка в Керчи. Рисунок -1:
Очень своеобразная и ни на что не похожая улочка. Она поднимается в гору как пандус
и только вместо тротуаров тут лестницы. Но дальше и выше уже вся улица превращается в лестницу


       Когда я рисовал, конечно стоя, в левой руке альбом, в правой карандаш, мимо проходил местный житель. Он был очень сердит на что-то, и мне пробурчал с недовольством, мол - ходят тут, фотографируют и рисуют. А что тут смотреть? - Холупы одни, снести все это надо и построить нормальные дома для людей. Красоты и очарования этих Керченских улиц-лестниц, а их в городе несколько, он в упор не хотел увидеть. Но к великому сожалению его слова оказались пророческими. И в сегодняшней Керчи Почтовая улица полностью перестроена, и никаких старинных зданий на ней уже не осталось.



Старая крутая улочка в Керчи.
Рисунок - 2:
А так выглядит улочка, если смотреть на нее вниз с самой верхней её части
(а точнее - так она выглядела в 1980-е годы......)

Я посмотрел на Яндекс-панорамах сегодняшние виды улиц в Керчи. Конечно, возвращение полуострова в состав России дало мощный импульс строительству в Керчи новых зданий и реконструкции старых кварталов. Если раньше Керчь была в дальнем углу Крыма, то со строительством нового моста город стал "въездной столицей" полуострова. И старые улицы преобразились, и это хорошо.... Но старую Почтовую улицу мне все-таки жаль.

.................................................
       По жизни, сравнение фотографа с художником всегда было не в пользу художника. Помню старую карикатуру - художник творит за этюдником, а в стороне папа говорит сыну: "вот видишь, как дядя мучается, потому что у него нет фотоаппарата". И таких "примочек" каждый может вспомнить десятки. В последние годы развитие техники и появление цифровых фотоаппаратов еще больше отдалило художника и рисовальщика от простой публики. Той самой публики, которая безмерно далека от познания окружающего мира методом рисования с натуры, и абсолютно не понимает разницы "между фотоаппаратом и этюдником", между картиной или рисунком с одной стороны, и (особенно - цветной) фотографией. Одно мгновение, одно нажатие кнопки и вот гражданин уже имеет цветную копию окружающего мира. И чем точнее детали на фотографии, тем более она "ценится" и называется, не много-не мало, фотографией "высокого качества". И это техническая копия легко передается на сотни верст, издается в книгах, множится на миллионах сайтов в интернете. А что ты, хмурый художник с тяжеленным этюдником, что ты можешь предложить взамен? Свою картину, которую ты создавал месяцами, или рисунок, который ты сотворил за два часа непрерывной работы. Работы на солнце или на ветру, стоя за этюдником или держа на весу свой рисунок....


7. И снова Москва, переулки старого Арбата, Ивановской горки, Замоскворечья ...








В последние годы прогулки с этюдником случаются у меня все реже. Но - бывает, под настроение .....




       Вот такая ода в честь весьма небольшой группы любителей архитектуры и любителей рисования. Помню, как в Архитектурном институте один из преподавателей, заметив у студента фотоаппарат, стал его распекать за поиск легких путей в познании архитектуры. Деталей уже не помню, но общий вывод был такой – когда рисуешь архитектуру, ты ее познаешь. Если ты щелкнул кнопкой фотоаппарата – ты просто зафиксировал что-то там такое, и при этом не узнал ничего. Суровый вердикт, но в чем-то справедливый!

....................................................................................................
Все рисунки и фотографии мои.
Просьба не копировать рисунки, это авторские работы и они не предназначены для тиражирования в интернете.


Статья написана к ЮБИЛЕЮ моего Творческого сайта - 11 января сайту исполнится ВОСЕМЬ лет :))


Москва, 5 января 2018 года