Среда, 23.08.2017, 16:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Село Дьяково

..... Мой первый рисунок        

Небольшой рассказ о селе Дьяково я начинаю с географических карт. И совсем не потому, что люблю географию. Просто за прошедшие пятьдесят лет здесь, на южной окраине старой Москвы, произошли такие изменения, что без карты понять историю этого места невозможно. Невозможно понять, где проходили дороги, и где было само это село. И в чем были его колорит и очарование, и почему с исчезновением села Дьяково канули в лету колорит региона и его уникальная аура.

Обнаружил я село Дьяково и его знаменитую церковь Иоанна Предтечи в начале шестидесятых годов, когда начал ходить и ездить по Москве и Подмосковью и рисовать с натуры. Рисовать живой город и живую древнерусскую архитектуру. Большинство этих рисунков у меня сохранились, и сегодня очень интересно вспоминать, когда и при каких условиях я здесь рисовал.

Кто хоть немного слышал про Архитектурный институт, тот конечно знает, что умение рисовать всегда считалось главным для будущих студентов. Вступительные экзамены начинались с экзамена по рисунку. И подготовительные курсы готовили будущих абитуриентов главным образом по рисунку. Моделью для рисования служили гипсовые слепки голов античных богов и капители. Но техника классического карандашного рисунка с соблюдением всех пропорций, всех правил построения объема, штриховки теней и так далее - всегда вызывала во мне некоторое неприятие.

И конечно, рисовать  русскую архитектуру было интереснее. И я начал ходить и ездить по Москве и Подмосковью и рисовал с натуры то, что мне нравилось. Рисовать живой город и живую древнерусскую архитектуру. Большинство этих рисунков у меня сохранились, и сегодня очень интересно их смотреть. Интересно еще и потому, что многое изменилось вокруг памятников архитектуры, да и сами они тоже изменились. Изменились настолько сильно, что как бы стали другими объектами.

 
Карта южной окраины Москвы, как раз то место, где город заканчивался,
и начиналось Каширское шоссе и отходящая от него улица в село Коломенское


По Каширскому шоссе я ездил в те годы на мотороллере на дачу. И, повернув один раз в Коломенское, я нашел простое и ничем не примечательное село, а уж проехав сельскую улицу до усадьбы Коломенское – нашел и сам комплекс. И потом много раз приезжал сюда с этюдником или альбомом для графики.  
Село Дьяково воспринималось как продолжение Коломенского и нашел я его несколько позднее, заинтересовавшись необычным завершением храма  Иоанна Предтечи, которое было видно вдали.

 
На крутом склоне Дьяковского холма и расположен этот замечательный
памятник архитектуры середины XVI  века


Столпообразная по своему объёмно-планировочному решению церковь состоит из центрального столпа — восьмерика высотой около 35 метров и четырёх восьмигранных столбиков-башен, более низких, соединённых стенами и имеющих общее основание. К восточной стороне столпа примыкает полукруглая апсида. Контрастное сочетание величественной центральной башни и четырёх маленьких башенок придает церкви вид монументального крепостного сооружения, которое украшает и оживляет массивный центральный барабан с приплюснутым верхом, окружённый восемью полуцилиндрами. Группировка пяти отдельных башен по диагоналям плана церкви в Дьяково предвосхищает архитектурную композицию и строительные приёмы при возведении Покровского собора (собора Василия Блаженного) на Красной площади.

 
План церкви в селе Дьяково

С 1930 по 1962 год П.Д. Барановский и И.И. Новиков выполняли работы по возвращению памятнику первоначального облика. Позднейшие пристройки были разобраны и восстановлены первоначальная побелка и фрески в сводах куполов, впоследствии забеленные.

Но в шестидесятых годах я таких подробности не знал. Просто возле знаменитой и широко известной шатровой церкви в Коломенском всегда было много посетителей, проводились экскурсии, и было довольно людно, а Дьяково было расположено вдалеке, и до него добредали только редкие любители истории.

На фотографиях тех лет хорошо видно, что пейзаж в Дьяковском был в шестидесятые годы еще деревенский. На лугу паслись коровы, и хотя вдалеке уже были видны новые корпуса института, но здесь на берегу – сохранялась сельская тишина.



И это неудивительно. Ведь село Дьяково жило своей неторопливой жизнью, и о том, что вскоре придет варварский снос Дьяково – никто и подумать тогда не мог

Уже открыв для себя и село Дьяково, я теперь поворачивал с Каширского шоссе сразу на единственную улицу села, удивительно прямую, и ехал до поворота на проселочную дорогу, спускавшуюся к берегу Москва реки.

 
Грунтовая дорога спускается от села к Москва-реке

Сегодня в интернете появились старые карты, и мы можем увидеть на карте 1952 года и село, и улицу и спуск к реке.

 
Старое Каширское шоссе, узкое - с одной полосой движения в каждую сторону, на этой карте 
почти не отличается от сельской улицы. Поэтому я сам дописал название шоссе.

И две сельские улицы вели к двум памятникам архитектуры.
Их (эти две церкви) тоже можно найти на карте – эти маленькие крестики.

Улица села Дьяковское представляла собой асфальтированную дорогу, вдоль которой тянулись палисадники, с лавочками у калиток.
Сами дома я почти не помню, но на фотографиях с сайта pastvu.com они представлены в достаточном количестве, что бы понять и оценить их качество.
 
 
Единственная улица села Дьяково, впереди можно разглядеть храм.
Но дорога к нему никогда не вела, по многим причинам.
В основном потому, что дорог у нас, слава богу, значительно больше, чем церквей.
Да и на пути к храму с давних времен существовало кладбище

 
Дома в селе Дьяково

 
Фотография (очевидно из семейного альбома), на которой неплохо видна вся улица


Еще одна фотография улицы....
но здесь главным объектом является машина, знаменитая Победа.
На этом кадре более четко видны несколько крепких бревенчатых жилых домов
 
В поздних исследованиях часто упоминается, что для построек сельских домов даже использовали материал от разобранного в XVIII веке деревянного Дворца в Коломенском. То есть это были «исторические» дома, дома с длинной родословной.

 

Голосов овраг находится между двумя селами, на него глядели задние дворы домов и огороды.
В наши дни в большой моде рассказы про чудодейственные силы, якобы действующие в этом овраге. Называют его и Велесовым оврагом. Но это уже из области ирреальных воззрений, которые к моим воспоминаниям не имеют отношения.

 
Голосов овраг.
Он тянется между двух сел, и бегущий по нему ручей впадает в Москва-реку.
На этой фотографии 1969 г. с сайта pastvu.com  хорошо виден весь овраг и два храма вдали

Из всех поездок в эти края мне больше всего запомнилась одна из самых первых, когда я рисовал простым карандашом Дьяковскую церковь. Съехав по проселку от села к берегу Москва-реки, я остановился в таком месте, чтобы вид на церковь не заслоняли кусты и деревья. Справа река, впереди крутая гора и церковь на ее вершине. Никаких приспособлений у меня не было, рисовал я в те годы - сидя прямо на мотороллере, а опорой для папки с рисунками была руль-фара мотороллера. Можно сказать, что и стулом и мольбертом была эта простая и до нельзя удобная техника.


Вид с берега Москва-реки на церковь в Дьяково.
Вдали видна Коломенская церковь, в те годы она была красно-кирпичного цвета
с белокаменными деталями отделки стен и знаменитого шатра. Фото: 1969 г.

Приблизительно такой вид мне открывался тогда. И несмотря на то, что оба памятника архитектуры живы и здоровы, но вся обстановка вокруг изменилась. Все стало так благоустроено и так «прилизано», что пойти сегодня в те края не хочется, что бы ни испортить себе память о старом селе Дьяково.

Недолго я был один. Вскоре вокруг начали крутиться деревенские ребята, очень им было интересно посмотреть, как я рисую. Хорошо помню, как ребята спрашивали, а могу ли я и их тоже нарисовать?
Впрочем, это стандартный вопрос, который ребята задают человеку с мольбертом. Им кажется, что карандаш и альбом являются чем-то вроде фотоаппарата.


Более поздняя фотография, на которой совершенно такие же ребята,
вездесущие и неугомонные.
Сегодня можно сказать, что у них было по-настоящему счастливое детство,
в деревне, на природе, на берегу Москва-реки, но в тоже время совсем рядом с городом

Вообще все эти деревни, которые  с постройкой Кольцевой автодороги вдруг оказались в черте города - многие годы были своеобразной территорией. НЕ город, и НЕ поселок.
МКАД построили и запустили, территорию внутри назвали Москвой, но вся жизнь еще десятки лет продолжала быть подмосковной. Но называлась в пределах МКАД - Большой Москвой.

 
Совсем новая МКАД, по две полосы в каждом направлении, с разделительным газоном,
но все-таки были предусмотрены места для разворота транспорта, вскоре упраздненные

И у нас в те годы дача оказалась …. в Москве, и продолжалась эта история лет двадцать.
 
Но вернемся в село Дьяково. Оно жило еще тоже очень долго. Даже тогда, когда село Коломенское (Садовники) уже полностью исчезло с карты города, вокруг его исторического ядра создали музей, и к Музею Коломенское можно было подъехать на машине от Каширского шоссе по бывшей и сохранившейся улице.
 А Дьяково продолжало быть нормальным одноэтажным селом до середины 1970-х годов.
Об уничтожении села написаны десятки страниц, не буду повторяться. Но во что же превратилась сама территория?

 
Вот так выглядит сегодня бывшая улица села.
Она покрыта новым асфальтом, деревья и остатки садов фрагментарно сохранились.
Пустынная аллея, которой пользуются для прогулок

в основном жители многоэтажных домов из соседних кварталов.
О том, что здесь была сельская улица догадаться невозможно

Ну, а как поживает мой рисунок? После стольких лет он сохранился все-таки. Мне он дорог тем, что это фактически один из первых рисунков пейзажного характера.

 
Вид на церковь села Дьяково от Москва-реки. Рисунок - Бумага, карандаш, 1963 год.

Композиционно я расположил здание в верхней части листа, дабы бы подчеркнуть, что оно стоит высоко на горе. И основное внимание уделено построению объема и прорисовке деталей. Оценивая сегодня рисунок уже более профессиональным взглядом, я могу сказать, что перспективное построение объемов выполнено грамотно. И детали выполнены хорошо. А что делать с деревьями я тогда еще не знал, поэтому очень схематично начирикал общие массы. Но не более того. Как бы показывая, что главным в моем рисунке является архитектура, а весь антураж дан как схема.

 

И если посмотреть в более крупном масштабе на церковь, то – да, здесь все в порядке
 
В самом начале этих воспоминаний я написал слова «мой первый рисунок», но это не совсем верно. Правильнее сказать – один из первых. И, слава богу, что я догадался тогда поставить на рисунке дату, и теперь знаю, что рисовал я здесь летом 1963 года.

Сегодня, по прошествии многих лет, мне интересно вспомнить историю «открытия» Коломенского и Дьяково, и посмотреть свой старый рисунок. Он пролежал в глубине старой папки много лет. И наверное ждал того времени, когда я вспомню о нем и о тех годах.
Конечно, рисунок весьма несовершенный с точки зрения профессионального рисовальщика.
Но мне он дорог как память.

……………………………………………….
- Все исторические фотографии с сайта Фотографии прошлого - Pastvu.com
- Карты привлечены с сайта Ретромап - Retromap.ru
- Памятники архитектуры Москвы. Том 8. Окрестности старой Москвы. - М.:«Искусство - XXI век», 2007

Москва, июнь 2017 года