Среда, 19.06.2019, 22:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Новодевичий и его тайны

Новодевичий монастырь в Москве - памятник архитектуры, где много зданий построено в стиле «Нарышкинского барокко», и памятник истории, где каждое сооружение хранит свои тайны ...

        Много лет назад, еще в школьные годы, пройдя по Большой Пироговской улице, между обычных и понятных домов, я вышел на площадь, за которой виднелось что-то совсем неординарное. Про Новодевичий монастырь я слышал, но только в контексте, что там есть церковь, и одна темная старушка из нашего старого дома туда ездит. Ну, старая, неграмотная, чего с нее возьмешь? Посмотрев непривычные формы с куполами, я повернул назад. О том, чтобы подойти поближе к такому странному сооружению и тем более зайти в ворота – даже и мысли такой не промелькнуло. В более старшем возрасте Новодевичий воспринимался как мемориальное кладбище, и были знакомые люди, которые ездили  туда именно гулять, рассматривая и читая надписи на памятниках известных людей нашей страны. На этом информация обрывалась. И хотя в Новодевичьем, кажется, все годы был и музей, но все равно – специфика места не привлекала.  

       И только поступив в Архитектурный институт, я начал понимать и осознавать древнерусскую архитектуру. И наконец-то поставил понятие «Архитектура» выше таких определений как дворец или музей, дом или церковь, историческое сооружение и т.д. Поставил акцент на главном – то есть на архитектуре.

Общий вид Новодевичьего монастыря. Фото 1960-70 гг.

       История Новодевичьего монастыря начинается с его основания в 1524 году великим князем Московским Василием III в память о крупной военной победе – присоединении в 1514 году старинного русского города Смоленска, отвоеванного у Литовцев. Строительство началось на обширном заливном лугу, в крутой излучине Москвы-реки. При Иване IV Грозном монастырю оказывалось особое внимание, он был освобожден от уплаты налогов государству. Монастырь первоначально предназначался для женщин самых знатных фамилий. Во время опричнины монастырь стал и местом заточения для них.

       Стоявший в центре территории Смоленский собор (1550 г.) долгое время был единственным каменным зданием в монастыре, возвышавшимся среди деревянных строений. Во второй половине XVI века в монастыре возвели комплекс каменных зданий – Амвросиевскую церковь, трапезную и палаты Ирины Годуновой. В те времена стены были деревянные и в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разорив Москву, сжег и Новодевичий монастырь.
       В самом конце XVI века монастырь стал местом важнейшего исторического события – восхождения на престол Бориса Годунова. Здесь он проживал несколько лет, и здесь, в Смоленском соборе его нарекли царем. Естественно, что став царем, Годунов делал большие вклады в монастырь. В эти годы поновили Смоленский собор и построили многие каменные здания. В эти годы в соборе над первоначальной алтарной преградой поднялся пятиярусный иконостас. В самом начале XVII века возведены каменные стены монастыря взамен деревянных. Протяженность стен составила 870 м., толщина 3 м., высота 11 м. Стены венчали двенадцать глухих башен, из которых четыре угловых – круглые.
       Наибольшего процветания монастырь достиг во второй половине XVII века, во время правления царевны Софьи (1682- 1689 гг.). Именно благодаря поддержке Софьи и сложился архитектурный образ Новодевичьего монастыря, выдержанный в основном в стиле московского барокко, который сегодня мы чаще всего называем стилем «нарышкинское барокко». Хотя термин «нарышкинское» здесь звучит почти как насмешка над властолюбивой и неудачливой царевной Софьей, урожденной Милославской, законной дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака, которая люто ненавидела Петра (рожденного от второго брака) и всех Нарышкиных. В 1683-1690 гг. возведена и знаменитая колокольня. В 1685-1688 гг. построена Трапезная палата с Успенской церковью. В эти годы были перестроены стены и башни, у стен появились зубцы под названием «ласточкин хвост». А на месте проездных башен построили Преображенскую и Покровскую надвратные церкви. Таковы масштабы работ во время правления Софьи.

       После поражения царевны Софьи в борьбе за престол, Петр I разгромил мятежных стрельцов. В палатах при Напрудной башне их казнили. В монастырь была заточена и сама Софья, насильственно постриженная в монахини. По приказу Петра I перед окнами кельи Софьи были повешены её сторонники.
При Петре положение монастыря резко изменилось. Монастырь постоянно находился под охраной солдат-преображенцев. Монахини проживали в монастыре в обстановке полной изоляции, им разрешалось видеться с родственниками только изредка в привратной сторожке.

       В 1812 году войска Наполеона вступили в Москву. Ризница и драгоценности были заранее вывезены  в Вологду. Французы использовали монастырь как армейский провиантский склад. При отступлении из Москвы они попытались взорвать Смоленский собор и другие постройки. Но здания спасли остававшиеся в монастыре монахини, загасившие фитили бочек с порохом. 

       После революции, в 1922 году на территории Новодевичьего монастыря был организован музей, который с 1934 года стал филиалом Исторического музея.

1. Генеральный план


Чертеж и экспликация приведены из V тома Памятники архитектуры Москвы. С удивлением обнаружил ошибку в чертеже: «20 – Успенская церковь с трапезной»  стояла под другим углом. Поправил по масштабу, насколько это было возможно.

2. Стены и башни Новодевичьего монастыря

       Думаю, что не ошибусь, если скажу, что из всех сооружений монастыря стены и башни Новодевичьего более всего известны. Они запоминаются как яркий образ в литературе. И сегодня ансамбль имеет определенную защитную зону, где нет высоких зданий и современных сооружений. Новодевичий монастырь можно обойти по кругу и посмотреть с разных сторон, в том числе и все стены с башнями. У фотографов существует много любимых точек, но особенно ценится вид с дальнего берега пруда, когда все здания монастыря отражаются в воде.

 
Вид Новодевичьего монастыря со стороны пруда. Приходится показывать старую фотографию,
поскольку сегодняшние виды испорчены строительными лесами, окутавшими колокольню

       Периметр стен составляет 870, и на всем протяжении стены воспринимаются по-разному. Издали это горизонтальная полоса с башнями, вблизи – это мощные стены, неприступность которых подчеркнута элементами для борьбы с наступающими врагами - несколькими рядами бойниц и машикулей. Но декоративные завершения стен и особенно башен монастыря, с пышными коронами, все это в наши дни затмевает оборонительные детали. Стены и башни воспринимаются как нарядные постройки, яркие по архитектурному оформлению.


Северные ворота с церковью Преображения.
  В наши дни это фактически единственный вход и въезд на территорию Новодевичьего монастыря

 
Стрелецкая караульня у Напрудной башни
 
В палатах караульни пребывала в заключении опальная царевна Софья. По сегодняшней музейной классификации это заглубленное сооружение еще называют Палаты царевны Софьи. Ну - какие же это палаты? - для нее это был скорее тюремный каземат.
 
 
Фрагмент Напрудной башни за которой видны окна палат, где пребывала царевна Софья

На этом месте молодой царь Петр велел соорудить виселицы, на которых казненные стрельцы висели долгое время для устрашения Софьи. Как раз пред её окнами. Гуманные были у нас цари, один лучше другого ....
 

Южные ворота с церковью Покрова и палатами. Вдали справа видна церковь Амвросия
 
В солнечный день в начале весны, когда еще лежит снег, вся картина смотрится прекрасно.
 

Крепостная стена и караульня у Сетуньской башни

 
На обходной галерее крепостной стены Новодевичьего монастыря


Вид на обходную галерею из Саввинской башни. Вдали видна Напрудная башня

       Показать все виды монастырских стен невозможно. Снаружи это одни виды, с территории монастыря совсем другие. Башни, четко постановленные на плане, в натуре смотрятся неожиданно. Вообще  человек, даже много раз побывавший в Новодевичьем – не сможет нарисовать схему генерального плана. Настолько внутри комплекса все смотрится по-другому, чем на генеральном плане.  

Три сооружения монастыря на генеральном плане взаимосвязаны единой осью:  это собор, трапезная и колокольня. Они собственно и являются главными архитектурными акцентами всего ансамбля.

3. Смоленский собор

        Смоленский собор - монументальное сооружение середины XVI  века неоднократно перестраивалось, и окончательный вид, дошедший до наших дней, скорее всего результат работ конца XVII века.
Проследить все этапы от первоначального собора 1524-х годов, который обрушился,  восстановление в 1530 году, превращение в пятиглавый  в 1650-х годах, окончательное формирование собора в 1680-х годах, ремонт под руководством арх. И. Мичурина  в 1759 г., и реставрацию в 1898 – 1903 гг. - это непростое занятие.


Вид со стороны главного входа



Вид на Смоленский собор с востока, со стороны апсид

Смоленский собор - пятиглавый  шестистолпный храм, с позакомарным покрытием. Он поставлен на высокий подклет, с трех сторон его окружает галерея-гульбище. Собор выстроен из кирпича с деталями из белого камня.


План Смоленского собора - грандиозного здания, ширина которого около восемнадцати метров.
Как и у многих храмов подобного типа, пятиглавие сдвинуто к востоку

       В те далекие времена церковная традиция считала, что нужно осветить через световой барабан центральное пространство перед иконостасом. А то обстоятельство, что при этом другие, восточные световые барабаны вообще становились чисто декоративными, и через них освещение в храм не попадало - это очевидно, в расчет не принималось. Аналогичное решение можно увидеть почти во всех огромных соборах XV – XVI вв.
       Многоярусный иконостас на восточном ряде столпов отгораживает третью или четвертую часть объема собора – его верхняя часть приближается к центральному световому барабану, основному источнику света в интерьере. Солея занимает весь центральный пролет. Солею можно сравнить со сценой в театре, настолько она большая.

Общий вид знаменитого иконостаса, поднимающегося на пять ярусов! 

Такой высокий иконостас тоже возник не сразу.
Сначала была невысокая кирпичная алтарная преграда.
И только при Годунове над первоначальной алтарной преградой поднялся пятиярусный иконостас,
который полностью изолировал восточный неф собора и апсиды.
До устройства иконостаса в интерьере господствовало изображение Одигитрии Смоленской
на восточной стене над центральной апсидой.
Фреску и сегодня можно частично рассмотреть издали, от входа

       В натуре рассмотреть иконы верхних ярусов невозможно. Во время одного из своих посещений я застал момент фотографирования икон. Для этого на солее была установлено оборудование со специальной телескопической вышкой для фотокамеры, поднимавшей её на уровень, необходимый для съемки конкретного изображения. Специалист на компьютере проверял положение фотокамеры и настраивал. Но это работа для фотосъемки.

А уж как видели иконы все предыдущие поколения – нам остается только догадываться…


Галереи, окружающие основной объем собора с трех сторон

4. Трапезная с Успенской церковью

       И следующее здание Новодевичьего монастыря, которое необходимо выделить среди многочисленных сооружений комплекса – это трапезная палата с огромным залом и небольшой, но двухэтажной церковью. Весь сложный набор зданий объединяет единая архитектурная отделка фасадов в стиле «Нарышкинского барокко».

 
План трапезной. В центре главный зал, перекрытый коробовым сводом. На плане показаны и красивые распалубки, которые зрительно придают определенную легкость всей конструкции свода
 


Интерьер трапезной палаты


Трапезная переделывалась, горела и снова перестраивалась и сегодняшний её вид является скорее результатом многочисленных перестроек.


Вид Успенской церкви с восточной стороны. Это как бы парадный фасад всего здания трапезной

Апсиды всегда освещены солнечными лучами и вся архитектура «Нарышкинского барокко» предстает перед нами в самом ярком виде. Наличники окон с полуколоннами и завершением в виде «петушьих гребешков» проходят по всем фасадам и объединяют архитектурный облик трапезной.

5. Колокольня


        Уникальная по своей высоте и архитектурно-художественным достоинствам колокольня построена из кирпича с деталями из белого камня. Время строительства историки относят к 1683 – 1690 годам. Поставленная по оси с трапезной и собором, колокольня почти примыкает к монастырской стене и связана с ней переходом с лестницей входа на второй ярус колокольни.

Чертежи колокольни: фасад и планы 2, 3 и 4 ярусов

Колокольня, знаменитая колокольня Новодевичьего монастыря, и сегодня видная с самых неожиданных точек огромного города.


Основание колокольни окружает белокаменная стена с арками.
Сверху, на уровне второго яруса размещается обходная галерея,
с которой открываются живописные виды на монастырские постройки

На первом ярусе колокольни размещается Церковь Варлаама и Иоасафа. Помещение это очень небольшое, так как стены основания колокольни имеют огромную толщину.


Интерьер Церкови Варлаама и Иоасафа на первом ярусе колокольни, вид на окно.
Хорошо видна толщина кирпичной стены. Фото 2012 года

На обходной галерее второго яруса, вид в сторону собора. Фото 2012 г.

       На втором уровне колокольни тоже размещалась небольшая церковь Иоанна Богослова. А подняться на второй ярус можно по винтовой лестнице в толще стены колокольни. Но очевидно, что основным входом в давние времена была широкая лестница с обходной галереи крепостной стены. Существует легенда, что в 1812 году французы завели в церковь лошадь, которая сдохла в помещении, и с тех пор церковь не возобновлялась.

       Сам вход в церковь на втором ярусе увидеть с уровня земли невозможно. С дальних точек, особенно с монастырских стен,  этот вход разглядеть можно, если знать о нем и внимательно поискать взглядом или объективом фотоаппарата. Насыщенность колокольни еще и небольшими церковками несколько озадачивает, учитывая бесчисленное количество всевозможных церквей и огромного собора на территории монастыря. Но у православных строителей были свои точки отсчета, и свой образ мышления.
 

Лестница входа с обходной галереи стены на второй ярус колокольни. Первоначально была открытой, позднее устроили дощатые стены и кровлю.


Винтовая лестница в толще стены колокольни. Подниматься по такой лестнице тяжело,
но поручни, вырезанные из камня в стене, очень помогают

Интерьер двусветной церкви Иоанна Богослова на втором ярусе колокольни,
реставрация здесь все таки ведется.
Вид северной части храма, и вид на апсиду и детали крепления иконостаса на восточной стене.
Фото 2012 года

Вспоминается и заметка в журнале, опубликованная в 1990-е годы. В ней рассказывалось о художнике, который как монах-отшельник жил где-то в колокольне много лет. И все стены своей "кельи"  он покрыл рисунками, конечно-же интересными и гениальными. Но больше никогда и ни от кого об этом не слышал. Очевидно - очередная басня, которыми так прославились наши "нулевые годы".


Общий вид второго и третьего ярусов колокольни, Фото с дальней точки, 2009 год

       И хотя вокруг Новодевичьего монастыря есть довольно обширная охранная зона, это не спасает архитектуру от совершенно новых построек, накладывающихся на силуэт старинных зданий. И даже одна стеклянная башня, построенная вдалеке, вносит непоправимый диссонанс в общую панораму. А в последние годы таких высотных зданий в округе настроено чрезвычайно много. Много раз прогуливаясь по территории и вокруг монастыря, я удивлялся агрессивному характеру этих новостроек.

       Мне повезло увидеть интерьеры колокольни в 2012 году. Все ярусы колокольни и расположенные на них церкви всегда были закрыты для туристов, и доступа в них не было - и скорее всего не будет никогда. Тем более теперь, после страшного пожара. И мои случайные фотографии становятся документом истории.  А сам факт пожара на колокольне в марте 2015 года, во время проведения реставрационных работ – озадачивает, мягко говоря. Совсем непонятно, почему работы на таком уникальном объекте начали осенью и вели зимой, с применением электро обогрева. Ведь всегда строительный сезон на Руси начинался весной, продолжался до поздней осени и приостанавливался на зимнее время года. Надолго затянувшаяся реставрация и вообще навлекает на грустные мысли.

Но эти события произойдут много позже, а мои фотографии относятся к 2012 году, когда я был очередной раз увлечен архитектурой Новодевичьего монастыря, замечательного памятника архитектуры. Кстати – включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в котором наших российских объектов раз-два и обчелся.



       И эту работу я тоже начинал продумывать в тот год. Но потом она зависла, и вот теперь я заново просматриваю фотографии и сканированные чертежи. И пытаюсь сформулировать свой восторг перед русскими мастерами второй половины XVII – начала XVIII века, создавших Стиль «московского» Нарышкинского барокко.  Сказавшими новое слово в архитектуре в то сложнейшее для истории время, когда ломался весь уклад старомосковской боярской жизни и зарождалось новое государство – Российская империя.

................................................................................................

Москва - Новодевичий монастырь - 2012 год. Статья подготовлена и опубликована 02.02.2019 г.

В качестве дополнения - небольшой фильм:

https://youtu.be/nCjhjzq0XN0


Дневник сайта
- 1 июня 2019 г.
Система настойчиво предлагала создать "Визитку сайта", и я наконец-то решил её оформить. Хотя реклама мне не нужна, но у визитки оказались и другие функции, весьма нужные. Шаблон визитки типовой, только добавляешь свою картинку.
- 12 мая 2019 г.
Начал писать воспоминания о Суздале, в котором бывал много раз. От первых встреч с тогда еще тихим, уютным и совсем не туристическим городком. И до Суздаля с отелями, мотелями, и асфальтированными улицами. Я рисовал Суздаль в течении почти сорока лет. Сегодня нахожу эти работы в пожелтевших папках, фотографирую или сканирую листы. Получается конечно не настоящая акварель, но зато можно показать на компьютере. Работы много и торопиться здесь нельзя....:)
- 10 мая 2019 г.
На лист Невыдуманные рассказы добавлены акварели, сделанные в Каневе в 1966 году - виды Днепра и заднепровских далей. И рассказ оживает на глазах!
- 27 апреля 2019 г.
На окраине Владимира в 1960-е годы было удивительное место, до которого и добраться было непросто. Всемирно известный храм "Покрова на Нерли" адреса не имел, а место называлось - "урочище". Вчера вспоминал "Путь к Покрова на Нерли"...
- 21 апреля 2019 г.
И вот новая работа о Боровске, городе, где почти нет высокой архитектуры, но интересном и живописном.
- 14 апреля 2019 г.
Подготавливая статью о дворе дома в Лаврушинском переулке, вдруг увидел, что тему «Замоскворечье» - уже можно выделить в самостоятельный раздел. Сделано :))
- 7 апреля 2019 г.
Старая Варварка и Зарядье - была спокойная улица Разина с цепочкой древних зданий на фоне гостиницы «Россия». Опять все сломали и перестроили, как такое могло случиться?
- 1 апреля 2019 г.
Первое апреля, уже настоящая весна, нешуточная. Подготовил рассказ-воспоминание о старом Лаврушинском переулке, и об Усадьбе с кружевными воротами.
- 24 марта 2019г.
Новая статья посвящена поискам церкви в Пафнутьев-Боровском м-ре, сломанной в 1836 г.
- 10 марта 2019 г.
Добавлена правая колонка - Дневник сайта. Изменить общий дизайн страницы и добавить колонку оказалось непросто. Но с помощью консультанта uCoz - все получилось :))