Воскресенье, 21.04.2019, 03:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лествица

«Видение лествицы» - икона XVI века

       Сегодня я предлагаю внимательно посмотреть одно из произведений Древнерусской живописи.
Впервые я увидел «Видение лествицы»  в конце 1970-х годов в экспозиции замечательного музея, долгие десятилетия размещавшегося в Троице-Сегиевой лавре. Не знаю, существует ли музей в наши непростые дни.
Называлась выставка - Шедевры древнерусской живописи.

Попасть на нее было сложно, стояла длинная очередь.
Но по билету Союза Архитекторов можно было пройти свободно.



Видение лествицы. Московская икона XVI в. Русский музей

       Не могу сегодня утверждать, что видел именно этот вариант «лествицы», сюжет весьма распространенный. Но я тогда внимательно рассматривал произведение и оно мне запомнилось. Может быть именно лестницей-стремянкой, которая занимает на картине центральное место, и запоминается как понятная и реальная вещь. Позднее, в научной литературе я познакомился с расшифровкой сюжетов, и это тоже оказалось интересным.
       Древнерусская живопись – сложное искусство, отделенное от нас веками. И, к огромному сожалению, история не сохранила до наших дней ни одного произведения светского характера  – такова история Руси. Сохранились только произведения церковного искусства. Но для нас важна сегодня каждая деталь. И посмотрев внимательно на эту картину древнерусского художника, мы можем увидеть на ней много таких деталей, которые выходят далеко за рамки «религиозных канонов», увидеть фрагменты жизни наших прапрадедов, их мироощущение,  их взгляд на историю.

Тем более, что перед нами одна из «злободневных» икон
под названием «Видение лествицы» (то есть лестницы).
В чем ее злободневность, станет понятно в дальнейшем рассказе.

       Иоанн Лествичник – лицо вполне реальное, ученый монах, родом из Греции, живший в конце VI – первой половине  VII в. Он написал руководство к монашеской жизни, которое озаглавил «Лествица райская» (отсюда и прозвище автора «лествичник»). Название объясняется тем, что путь к обретению райского блаженства Иоанн уподобил восхождению по лестнице нравственного совершенствования. А эта символическая лестница есть не что иное, как борение с собственными пороками и страстями. Свое сочинение Иоанн заканчивает словами: «В меру разумения своего, создал я лествицу восхождения. Пусть теперь каждый смотрит сам, на какой он ступени». Вот так! Пусть сам человек заботится о том, что бы его земные дела открыли ему дорогу в рай. Действительно – важны твои дела! И это всегда злободневная тема.

       Давайте посмотрим все левую часть изображения. Слева внизу на фоне белоснежных стен трехглавого храма, мы видим Иоанна, читающего с амвона свое руководство внимательно слушающей братии. Можно предположить, что событие происходит в самом храме, по всем иконографическим канонам так обычно и бывает. А вот об изображенном храме надо бы поговорить подробнее.

Фрагмент №1 - архитектура храма:


Фрагмент №1:
На картине художник изобразил, конечно, не палестинский, а вполне русский храм.

       При большом желании и при определенных знаниях, я думаю, что возможно определить, что за сооружение изображено. Одноглавый храм с двумя приделами, в центре портал главного входа с килевидной аркой, а справа пристроен тамбур входа в придел. Знакомая картина, правда? Хорошо читаются позакомарные покрытия. Круглые окна тоже несложно найти в русской архитектуре XVI столетия.

Фрагмент №2 – что происходит на лестнице:


Фрагмент №2:
Вот перед нами сама лестница. Ух, ты – какая высокая! На высоту всей картины.
Она столь высока, что достигает небес, самых врат рая.

       По лестнице взбираются монахи. Но плохи их дела. Как ни пытаются они изловчиться и перешагнуть зараз две-три ступени, но ничего не получается. Один цепляется еще за нижние перекладины, другие исхитрились добраться до средних ступеней. Но много у них грехов, у этих монахов, и тяжки их грехи. Сталкиваемые ангелами, они – на радость бесам – падают в ад. Бесы нарисованы очень веселыми, хлопая крыльями и помахивая хвостиками, они заполняют все пространство картины между лестницей и входом в ад.
       Надо отметить, что лестница прочерчена тщательно, по линеечке. И в рисунке ступенек чувствуется некоторое присутствие перспективы, которой вообще-то не бывает в древнерусском искусстве.
       Особенно надо отметить то обстоятельство, что художник изобразил не каменную лестницу со ступенями, а именно деревянную лестницу-стремянку, хорошо всем известную, с давних времен! С которой так легко упасть.

Фрагмент №3 – что происходит у входа в рай:

       На следующей детали – вход в рай. И врата рая широко распахнуты!
В светящемся проеме ворот стоит вся небесная команда – справа Иисус, за ним Иоанн Предтеча, слева Богоматерь и ангелы. Они встречают праведников, достойных рая небесного.
       Но лишь один из монахов благополучно совершил восхождение. Христос протягивает руку, что бы помочь изнемогшему старцу преодолеть последнюю ступень. А над головой избранного уже вспыхнул золотом нимб. Ура! Мы радуемся за тебя, праведник.



Фрагмент №3: у входа в рай

Фрагмент №4 – что происходит в аду:

А что же случится с теми, кто упал в ад? Вот тут еще более интересная история разворачивается.


Фрагмент №4: в аду

       Справа внизу красным цветом предстает перед нами разверстая пасть ада. В черной глубине пасти поджидают свою добычу владыки подземного царства – Плутон и Прозерпина. Позвольте, а это как понимать?
       Образованные люди Древней Руси были знакомы с античной мифологией, а в XVI веке особенно любили обращаться к ее образам. Только божества античного мира они рассматривали как некую разновидность чертей.
И это весьма характерно для средневековья.

       Но вот такая деталь - на картине древнеримские божества, властелины подземного мира, одеты в расшитые золотом русские царские одежды. Так что, изображая ад, и пусть подземное - но все-таки царство, художник нарядил действующих лиц в соответствующие наряды. Чинно и мирно сидят за золоченым столом Плутон и Прозерпина, как и положено царям.
       Все это во вкусах того времени, когда в живописи античных или библейских героев видишь в чисто русской обстановке.
И только раззявленная красная пасть чудовища сразу показывала наши прапрадедам, что это – адская бездна........!

       Вот и получается, что Древнерусская живопись никогда не была оторванной от реальной жизни. При всей своей условности, она показывала жизнь своей эпохи. Но вот найти эти детали нам уже бывает сложно. Тем интереснее поиск и в графических материалах и древнерусских текстах.

......................................................................................
Литература:
Корнилович К.В. Окно в минувшее. – Л.:Искусство, 1968.

Первоначальный вариант показан в Живом Журнале 17.10. 2016 г.

       Москва - 14 октября 2018 г.

Новости сайта
- 14 апреля 2019 г.
Подготавливая статью о дворе дома в Лаврушинском переулке, вдруг увидел, что тему «Замоскворечье» - уже можно выделить в самостоятельный раздел. Сделано :))
- 7 апреля 2019 г.
Старая Варварка и Зарядье - была спокойная улица Разина с цепочкой древних зданий на фоне гостиницы «Россия». Опять все сломали и перестроили, как такое могло случиться?
- 1 апреля 2019 г.
Первое апреля, уже настоящая весна, нешуточная. Подготовил рассказ-воспоминание о старом Лаврушинском переулке, и об Усадьбе с кружевными воротами.
- 24 марта 2019г.
Новая статья посвящена поискам церкви в Пафнутьев-Боровском м-ре, сломанной в 1836 г.
- 10 марта 2019 г.
Добавлена правая колонка - Новости сайта. Изменить общий дизайн страницы и добавить колонку оказалось непросто. Но с помощью консультанта uCoz - все получилось :))

- 20 февраля 2019 г.
Новая статья готова – «Кутузовка и Поклонные улицы» - как продолжение темы «Кутузовская слобода». Это воспоминания людей, которые жили рядом со мной, на одной улице, с которыми я учился в школе..

- 4 февраля 2019 г.
Большая статья про Кутузовскую слободу, написанная в 2012 г. и дополненная в 2013 -14 годах, - получит продолжение. Через «гостевую книгу» со мной связались жители нашей старой Поклонной улицы, со своими воспоминаниями и даже фотографиями. Договорились о совместной подготовке материалов ...:)) 

- 27 января 2019 г.
Принял решение обновить Главную страницу. В основу заложил совершенно другой подход к компоновке текста и фотографий. Конечно, количество символов в HTML подсчитать невозможно, но по внешнему виду ясно – что занято не более 50 %, это хорошо.

- 6 ноября 2018 г.
Как бы заново просматриваю все страницы своего сайта - свежим взглядом…. Получается, что работа в ЖЖ в последние два года - тоже повысила мой технический уровень ))

- 2 ноября 2018 г.
Немного воспоминаний. Свой сайт я начал создавать с «нуля», в 2010 году. Первый ноутбук имел разрешение экрана 1280x800, изображение на экране было крупное. Сейчас использую более высокое разрешение, текст показался мелковат. И я увеличил размер шрифта.