Воскресенье, 20.01.2019, 04:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Деревянные усадьбы XIX века

Архитектура деревянного усадебного дома XIX века

       Любовь к дереву, к деревянному дому, у русского человека была во все времена. Это где-то на подсознании, на седьмом чувстве. И во все времена деревянный дом на Руси считался самым хорошим, самым удобным для проживания, самым лучшим для здоровья человека. Да и по цене деревянный дом выгодно отличался от кирпичной постройки. Поэтому понятно стремление сначала боярина, потом дворянина, а позднее купца и промышленника, построить для себя дом из деревянных конструкций. И при анализе сохранившихся до наших дней усадебных домов мы видим очень много домов, построенных из деревянных конструкций.
       Если очень схематично нарисовать таблицу смены архитектурных стилей в России на протяжении XIX века, то получится следующая картина. Начало века – это классицизм, постепенно переходящий, особенно после 1812 года, в победный ампир. А где-то с 1840-х годов начинается активный поиск новых форм, начинается время эклектики, которая восстала против академических догм античного зодчества. И только в самом конце XIX века начинает набирать силу по-настоящему новый стиль - модерн.
       Но параллельно этой смене стилей, строились небольшие городские и загородные усадебные дома в традиционных формах стиля ампир. Их продолжали строить даже во второй половине века, когда вокруг господствовала эклектика, создавая сказочный симбиоз самых причудливых сочетаний архитектурных стилей и деталей прошлых лет. Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, что бы почувствовать себя ровней с дворянами.  

       На примере нескольких деревянных усадебных домов мы сегодня имеем возможность проанализировать основные приемы и методы их создания.

1. Усадебный дом в Новоспасском - родовое гнездо композитора М.И.Глинки

       Усадьба расположена в юго-восточной части Смоленской области на реке Десне. По названию церкви «Спасо-Преображенская» усадьба получило название - Новоспасское. Усадебный дом в Новоспасском был построен отцом композитора И.Н.Глинкой в 1807—1810 годы на месте предыдущего. Во время Отечественной войны 1812 г. имение было разграблено. В 1813 году после возвращения Иван Николаевич  выстроил заново усадебный дом.
Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе Новоспасское в 1804 году. Здесь, в имении отца, Глинка провёл 12 лет детства, и покинул его в 1817 году, когда уехал учиться в Петербург.
Во второй половине XIX века усадьба была продана, деревянный дом разобран, имение после этого пришло в полный упадок.
       Усадебный дом восстановлен уже после революции, в 1970-е годы. Использовались архивные документы, воспоминания и живописные работы современников М.И. Глинки.
В наши дни в усадьбе работает мемориальный музей М. И. Глинки.





       Наверное, самое интересное и самое главное в том, что дом восстановлен в деревянных конструкциях. Это придает ему историческую правдивость и естественность. Но здесь начинается и первое противоречие между конструкцией здания и элементами его отделки.
       В Новоспасском дом восстановлен в деревянных конструкциях и с деревянной обшивкой стен снаружи. И это очень хорошо. Но в деталях присутствует штукатурные работы и лепнина. Это колонны, капители, балюстрада и некоторые другие детали. Получился некий симбиоз полностью деревянного особняка и деталей, привнесенных из каменной архитектуры.


 
       Интерьеры были решены без применения открытых деревянных поверхностей. В результате реставрации получился вполне традиционный барский дом с оштукатуренными и окрашенными стенами и паркетными полами.
Но нам сегодня приходится рассматривать не историческое здание - а своего рода фантазию архитекторов-реставраторов на тему деревянного усадебного дома.

2. Усадьба Болдино - музей заповедник  А.С.Пушкина

       Уже с XVI века эта земля находилась во владении дворянского рода Пушкиных. В 1741 — 1790 годах поместье принадлежало деду великого поэта, Льву Александровичу Пушкину. Впервые А. С. Пушкин приехал в Болдино в 1830 году, накануне женитьбы на Наталье Гончаровой. Молодой жених собирался провести здесь пару недель, чтобы оформить все необходимые документы и вступить во владение 200 крепостными крестьянами, которые ему выделил отец. Однако эпидемия холеры, охватившая Нижегородчину, преградила путь поэту, и он остался в карантинной зоне. Три осенних месяца 1830 года, которые поэт провёл в Болдине, отмечены небывалым взлётом творческого вдохновения.

 


Кабинет Пушкина с классической отделкой стен. В этой комнате нет и намека на то,
что здание в своей основе деревянное

Среди построек в Болдино есть дом Вотчинной конторы, где Пушкин жил во время своего последнего
посещения усадьбы. Интерьер  интересен своей простой отделкой, без какой либо обшивки стен

       Внимание, проявленное к подобным усадьбам вполне объяснимо – они воссоздавались как музейные здания, как свидетели жизни и творчества наших любимых писателей, композиторов, художников. Сегодня их посещают тысячи туристов, они включены в многочисленные экскурсионные маршруты. Но определенный налет «новостройки» в них, безусловно - присутствует. И есть некоторая театрализованность, которая наверно вполне допустима при создании музея.

       Значительно интереснее посмотреть не заново воссозданные, а сохранившиеся здания деревянных усадебных домов. Как наглядное пособие для изучения деревянного дома можно привести пример восстановления усадебного дома в Васино.

3. Усадьба Васино

       Старинная усадьба Васино расположена в Чеховском районе Московской обл. на высоком берегу реки Люторки, в тенистом парке. В начале XIX века здесь бывали декабристы, а в конце века в Васино бывал земский врач А.П.Чехов, приезжавший из соседнего Мелихова. Усадебный дом деревянный, с обшивкой досками. Этот дом – один из немногих уцелевших в Подмосковье образцов деревянных усадебных построек в стиле Ампир. После революции в ней размещалась школа, затем дом отдыха. После развала СССР здание много лет стояло заброшенным. Восстановление начато в 2014 году.


На фотографии 1991 года усадебный дом виден еще в хорошем состоянии,
в нем многие годы размещалась школа

 
Еще фото 1991 г. – видно, что находится здание в хорошей сохранности

 
Дом был в хорошей сохранности до 1990-х гг., затем простоял в заброшенном состоянии более 20 лет,
и сейчас ведется реставрация с полным восстановлением первоначальных деревянных конструкций

Это все весьма печальная история, но благодаря данной ситуации сегодня есть возможность посмотреть детали деревянной конструкции «типового» усадебного жилого дома начала XIX века, и увидеть - как создавались такие дома.



Основа дома – это обычный, хорошо всем известный деревянный сруб, выполненный в наиболее простом варианте, то есть срубленный в «обло» с остатком. Сруб обшит досками снаружи и изнутри. И главное состоит в том, что наружная обшивка досками и является фасадной отделкой. Деревянные дощатые стены выявляют деревянную конструкцию дома. И портик, украшающий фасад дома и все детали портика – колонны, капители, детали капителей – все детали отделки тоже выполнены из дерева. И эти деревянные дорические капители русские плотники выполнили очень похожими на классические капители. 

 


Усадьба Васино.  План дома - проект реставрации

Усадьба Васино.  Поперечный разрез дома - проект реставрации

       Интересен и подход к отделке интерьеров. Внутри стены дома тоже не стали штукатурить, а просто оклеили обоями по доскам. Остатки этих обоев можно увидеть на стенах, по крайней мере сегодня, в процессе реставрации, их можно изучить и воссоздать их рисунок.
       В целом знакомство с усадьбой Васино дает огромный пласт информации о методах строительства небогатых загородных усадеб в XIX веке.


Усадьба Васино.  сохранившийся фрагмент обоев

Сегодня сложно сказать, в какой степени реставраторам удастся воссоздать всю структуру этого уникального деревянного здания, но начатая реставрация ведется успешно.

4. Дом Волкова в Вологде

Много деревянных усадебных зданий сохранилось в Вологде. И одним из первых хочется назвать одноэтажное деревянное здание, построенное для городского головы Н.А.Волкова в 1814 году. Многие годы здание было одним из центров культуры Вологды. А с 1973 года в доме размещается городская музыкальная школа.



Здесь применен сложившийся в Москве излюбленный прием композиции одноэтажного особняка
с выходящим во двор парадным крыльцом с узорными кронштейнами
 

Фасад - проект реставрации

 
План - проект реставрации



Резные деревянные детали отделки фасадов как бы повторяют любимые ампирные мотивы, которые мы привыкли видеть в штукатурном исполнении на фасадах каменных домов.



Особенно впечатляет выполнение колонн и капителей в деревянном варианте

Интерьеры в здании выполнены в традиционной штукатурной отделке,
и в них очень важное значение приобретают печи

5. Дом Соковикова в Вологде

       Совсем по-другому выглядит в Вологде дом Соковикова. В отличии от большинства деревянных усадебных домов это здание имеет два этажа. С 1830 года дом протоиерея П.В.Васильевского, С 1867 года – купца И.М.Соковикова. Последним его владельцем был сын Ивана Михайловича Соковикова – Иван Иванович. В 1918 году дом был национализирован. Весной в здании разместилось австрийское посольство. После революции назначение дома постоянно менялось, в восьмидесятые годы был музей истории молодежного движения, проводились выставки.




       Дом Соковикова уникален для Вологды своим архитектурным решением. Обращают на себя внимание черты компоновки, свойственные домам первой половины XIX века: наличие антресольного этажа, расположение парадного входа со двора. Архитектура выдержана в стиле ампир: дом производит впечатление простоты и одновременно торжественности. Выразительно оформление портика на северном фасаде: две пары широко расставленных колонн, поставленных на выступ нижнего этажа и поддерживающих антаблемент с треугольным фронтоном, образуют балкон с балюстрадой. Балконная дверь трактована как крупное тройное окно со сложным наличником. Дом завершен карнизом большого выноса с крупными выступами - дентикулами. Над небольшими окнами первого этажа располагаются полуарочные декорированные резные наличники. Во втором этаже высокие окна обоих уличных фасадов обрамляют рамочные наличники с легкими и простыми сандриками.
       Дом Соковикова относится к числу наиболее значимых деревянных построек Вологды.



Планы первого и второго этажа

Решение дорического ордера в деревянных конструкциях

Фотографии:
В статье использованы материалы и фотографии из интернет - журнала  «Архитектурный стиль».
Все фотографии принадлежат авторам статей и привлечены в данное исследование только для иллюстрации темы.

Интерьеры усадебных домов с открытыми бревенчатыми конструкциями стен, или со стенами, обшитыми обычными досками, очевидно имели весьма широкое распространение. Во всяком случае, в живописи такие интерьеры не редкость. Логически это совершенно оправданный вариант отделки стен, простой, долговечный и не требующий частых ремонтов. В наши дни уже очень сложно доказать или опровергнуть подобное предположение, так как первоначальные интерьеры почти нигде не сохранились. Но в работах русских художников интерьеры с деревянными стенами присутствуют и дают реалистическую картину. Картину жизни в небогатом усадебном доме, так роднящую его интерьер с внутренним видом простого деревенского деревянного дома, каких на Русской земле были миллионы. Помню, что подобные картины встречал и в Третьяковской галерее. Несколько примеров удалось подобрать для данной статьи.

Кабинет дома в Островках, имении Милюкова (худ. Сорока Г.В.-?) 

Жуковский С.Ю. - Весенние лучи. Интерьер 1912 г.

 
Жуковский С.Ю. - Радостный май, 1912 г. ГТГ
 
Интерьеры диванной  и гостиной в доме Д.Н. Философова в имении Богдановское
Новоржевского уезда Псковской губернии, 1840 гг. (Неизвестный художник первой половины XIX века)

       Деревянные усадебные дома XIX века представляют собой своеобразное и очень необычное направление в истории русской архитектуры. Строгая классика здесь переплетается с народными методами строительства деревянных домов, которые веками создавались на Руси. Конечно, стены большинства деревянных домов XIX века оштукатуривались снаружи и изнутри, и таким простым методом зрительно приобретали характер каменной постройки. Простой и недорогой деревянный дом становился похожим на богатый каменный усадебный дом.
       Но значительно больший интерес сегодня представляют собой усадьбы, в которых деревянная отделка сохранена в своей изначальной сути. Деревянные дощатые стены доносят до нас историческую правду о том, как строились и как отделывались дома небогатых дворянских имений. И как позднее все эти приемы перешли на создание купеческих домов, а затем и усадеб пореформенной России.
..............................................
Москва.   07 ноября 2018 г