Вторник, 30.05.2017, 06:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Структура и детали храма

Новый вариант с иллюстрациями всех терминов
 
В этой работе решаются две задачи:
       Первая – проанализировать объемно – планировочное решение традиционного русского храма с трехчастной планировкой, можно сказать «типового» приходского храма, где на одной оси сосредоточены все основные его объемы – колокольня, трапезная и храм с апсидой. И, конечно, разобраться в весьма сложной для человека XXI века символике и структуре древнерусского Храма, названиях и назначении его деталей.
       Вторая – проиллюстрировать термины, обозначенные на плане и фасаде, и дать хотя бы минимальный объем информации по этим зданиям. В качестве иллюстраций подобраны фотографии московских памятников русской архитектуры с XVI в. до начала XX в. И несколько фотографий по Звенигороду. Задача - наиболее полно раскрыть понятие и значение термина. Никакой особой системы при выборе объектов я не придерживался. Скорее руководствовался своими личными пристрастиями к архитектурным ансамблям и отдельным зданиям, которые я открыл для себя много лет назад, и которые мне очень нравятся. Вот некоторые из них -
 
        
 
На каждой фотографии указан объект и даны необходимые пояснения.
 
      Фасад и план церкви Сергия в Рогожской с обозначением терминов
      Интерактивный чертеж.  При наведении курсора на название детали открывается вставка с определением термина, при клике – открывается отдельное новое окно с иллюстрацией термина.
 
 
      Фасад представляет собой фотомонтаж из отдельных фотографий, выполненных с дальних точек с минимальным ракурсом и скомпонованных в единый чертеж. Фасад и план даны в одном масштабе, на плане присутствует линейка размеров, что дает возможность представить реальные размеры здания и его деталей.
      Для разработки выбран вполне традиционный приходской Храм XVIII – XIX веков — церковь Сергия в Рогожской слободе, в которой можно найти детали нескольких этапов развития русской архитектуры.
      Здание представляет собой трехчастную композицию — колокольня, трапезная, храм с апсидой — состоящую из разновременных построек. Наиболее старая часть — трапезная с портиками на фасадах, сооружение эпохи зрелого московского классицизма (конец ХVIII века). Храм выполнен в стиле позднего ампира, кубический, массивный и торжественный (первая половина ХIХ века). Колокольня — в псевдоклассических формах (1864 г).

                                                                                ------------------------ 
     
      Фотографии и графические материалы выполнены автором в 2008 - 2011 гг.       

      Литература:
           1.  Памятники архитектуры Москвы. Том 6. – М.: Искусство, 2000.
           2.  История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
           3.  Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. – М.: Искусство, 1995.
      
 
                   Приложение:     Как я фотографировал церковь Сергия в Рогожской 
   Дорога от Таганской площади к церкви Сергия в Рогожской слободе
мною уже детально описана в статье АЛЕКСЕЕВСКАЯ СЛОБОДА 
 
      Собираясь в Рогожскую слободу, я внимательно изучил карту и наметил точки для фотосъемки. Вообще-то сам выбор этого храма обусловлен тем обстоятельством, что перед ним есть большая площадь и именно с южной стороны. Это давало возможность сфотографировать сооружение на расстоянии, с минимальным ракурсом и так, чтобы апсида была справа. К тому же храм ориентирован по сторонам света классически точно, что встречается не часто, особенно в условиях городской застройки. Я собирался сделать серию фотографий, продвигаясь на максимальном удалении от храма по гипотетической «прямой» линии, зрительно проложенной вдоль продольного фасада. И фотографировать храм с точек пересечения этой линии и, соответственно, осевых линий колокольни, трапезной и самого храма. Действительность разбила вдребезги мои планы. Площадь перед храмом давно превратилась в транспортную развязку пяти или шести улиц, сходящихся в этом месте.                                             

        На ней нанесена белой краской разметка проездов во все стороны и эта разметка причудливо пересекает площадь в разных направлениях, не оставляя для человека не одного квадратного метра! Первый кадр – колокольня – был сделан свободно, с тротуара. А для фотографирования других частей храма пришлось выбирать «островки» между пересечениями, причем так, что эта точка и не совпадает с поперечной осью, я это вижу, - а шаг вправо-влево уже невозможен, можно попасть под струю поворачивающих машин, (а как сегодня водят автотранспорт объяснять не нужно). Выбрать секунду для съемки, когда на площади нет машин, оказалось не сложно – желтый свет в светофорах держался долго. 
 
       
      Второй, и может быть, главной проблемой было то, что вся нижняя часть храма, на высоту два метра, закрыта оградой и кустарником, весьма плотно посаженным вдоль фасада. К тому же уровень площади сегодня поднялся выше отметок основания храма, и здание находится как бы «в яме». И, закончив съемку с дальних точек, я провел фотографирование нижних частей храма, двигаясь вдоль ограды. Вот таким образом мне удалось выполнить три десятка фотографий, которые потом были собраны в общую картинку! 
      Но про корректировку фотографий в программе «Фотошоп» - это уже отдельный рассказ, или даже повесть…. Скомпоновать фасад в соответствии с планом оказалось - ну очень непросто! Ведь каждая плоскость фасада находится на разном расстоянии от точки съемки и соответственно оказывается в большем или меньшем масштабе по отношению к другим плоскостям. Ну и округлые части трапезной, с ними мне пришлось повозиться больше всего.