Вторник, 21.05.2019, 14:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Страницы сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Усадьба за кружевными воротами в Лаврушинском

Помню зимний Московский вечер,
полуосвещенный Лаврушинский переулок
и тот момент, когда я в первый раз увидел
эту загадочную кружевную ограду с воротами....

       В далекие времена, когда Лаврушинский переулок и Третьяковскую галерею надо было долго искать среди бесконечной паутины улочек Замоскворечья, одним из самых запоминающихся сооружений в тех местах были загадочные кружевные ворота. К Третьяковке они не имели никакого отношения, но подходя и особенно, выходя из галереи, взгляд обязательно останавливался на этих воротах. Что-то необыкновенно красивое и изысканное было в этом кружевном чуде. Поставлены ворота были почти по оси Лаврушинского переулка, и как бы приглашали каждого заглянуть в потайной двор, и увидеть вблизи классический дворец с колоннадой. Но насколько я помню, за воротами помещалось какое-то закрытое учреждение, и можно было только созерцать портик сквозь ажурную решетку ворот.       
       Хорошо запомнилось мне одно из посещений Третьяковской галереи зимой, в тогдашние лютые морозы. В той еще старой Третьяковке, гардероб был очень тесный, народу там набивалось много, было жарко и душно. Пальто застегивали уже на улице, а у шапки предусмотрительно опускали уши. Помню зимний Московский вечер, полуосвещенный Лаврушинский переулок и тот момент, когда я в первый раз увидел эту загадочную кружевную ограду с воротами.


То есть я уже читал про эти кружевные ворота, но не помнил, какие они в действительности. И вот увидел. Черная кружевная чугунная ограда среди вьюжной белой вечерней Москвы. И что-то такое внутри зазвучало, из поэзии Пастернака:

«В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые, спят снега …»


       После этого любая прогулка в переулках около Третьяковки всегда у меня сопровождалась рассматриванием кружевной чугунной ограды и кружевных ворот.
       Вот приблизительно так мне помнится первая встреча с воротами усадьбы Демидова, но что это за усадьба и кто был ее владелец, я узнал значительно позднее. Когда все описываемое происходило? Да трудно сказать. Наверное, где-то в 1964 или 65 году. Мне было двадцать лет, но я уже был студентом третьего курса Архитектурного института. Именно так назывался наш институт, а все словечки типа «МАрхИ» придуманы были уже значительно позднее.               
       Замоскворечье с тех пор стало для меня особым районом. Запутанные переулки вокруг Третьяковки многие годы были загадочными и таинственными, они часто открывали совершенно неожиданные перспективы, приводили к таким старомосковским шедеврам, о которых в те годы никто не знал.

       С тех пор регулярное посещение Третьяковской галереи стало чем-то вроде традиции, которой я свято придерживаюсь уже более пятидесяти лет. За исключением того времени, когда Третьяковка была закрыта на капитальную реконструкцию. А реконструкция длилась очень долго, с 1986 по 1995 год, то есть почти десять лет. За эти годы поменялось так много в нашей жизни, что даже страна стала называться по-новому. А Третьяковка? Она сохранила внешний вид, но внутренняя планировка изменилась принципиально, и галерея стала новым зданием по своей сущности.

И выходя в наши дни из стен обновленной «Старой Третьяковки» я вновь вижу давно знакомые кружевные ворота. Теперь они распахнуты и действительно приглашают войти во двор.

Может быть …. и действительно пора зайти?

Подхожу к воротам. Кружевная ограда вновь встречает меня …
Но теперь - кружевные ворота распахнуты

 
И чугунное литье по-прежнему удивляет своей изысканной изящностью



О, да тут целый дворец с шестиколонным коринфским портиком

 
А вот так выглядят кружевные ворота со стороны усадьбы.
Справа установлена табличка, потом прочитаю, что там написано.....)

А усадебный дом - вот он, во всей красе

И планы этажей теперь тоже можно посмотреть:

 
На первом этаже сохранились помещения со сводами

 
Второй этаж более поздний и уже полностью классический,
с анфиладой парадных комнат вдоль главного фасада


 
Очень интересны крайние окна, с такой вот отделкой

 
А если отойти в самый дальний угол, то можно поймать в кадр и всю центральную часть дворца

............................
       В наше просвещенное время появились десятки, а может быть и сотни книг о Москве, об архитектуре отдельных мест, о выдающихся зданиях и ансамблях. Но в середине шестидесятых годов еще ничего этого не было. Книги об архитектуре были редкостью. О кружевных воротах усадьбы скупо сообщалось в редких изданиях, и в основном как об изделии мастеров чугунного литья. Напомню, что первое по-настоящему научное издание – это книга «Памятники архитектуры Москвы. Том 4 - Замоскворечье», появившаяся в 1994 году, то есть тридцать лет спустя после моего первого знакомства с Усадьбой за кружевными воротами.

Но пусть усадьба останется несколько таинственной.
Такой она была для меня многие годы, пусть будет и всегда.

Небольшой экскурс в историю показывает, как выглядело место в начале ХХ века.


 
Московская шестая гимназия. Журнал Мир Искусства 1904, №7. Фото 1900-1903 гг.



Наиболее ярко дом выглядит на фотографии 1910-1917 гг.
Здесь архитектура предстоит в самом выигрышном варианте.
Крупно показана левая часть корпуса и главный портик.
Надпись на фронтоне гласит: «Городская 6-я гимназия»

Как пишут, главный дом построен, вероятно, А. Н. Демидовой в конце 70-х - начале 80-х годов XVIII века. Его фасад и план приведены в издании «Альбомы партикулярных строений», собранные М. Ф. Казаковым. После пожара 1812 года парадный фасад приобрёл ампирные черты, был пристроен торжественный коринфский портик на арках, крайние окна пышно обрамлены сдвоенными колоннами, поддерживающими арку с двумя барельефами. Задний фасад здания сохранил первоначальный аскетический вид.
В 1882-1917 здесь располагалась 6-я московская гимназия. В ней учился и писатель И. С. Шмелёв, ярко описавший жизнь и быт купеческого Замоскворечья.

После революции на площади около кружевных ворот мало что изменилось.

 
С правой стороны снимка еще видны старые здания одноэтажной Москвы.
Пройдет несколько лет и здесь появится новый, так называемый «инженерный корпус» Третьяковки.
Фото 1965-75 гг.

 
Так выглядела Усадьба в незабываемые шестидесятые годы, когда я впервые её увидел 
(хотя фотография сделана чуть позднее, в 1970-е годы)

Здание сохраняло свой исторический вид еще очень долго. И только в наши «новейшие» времена фасады окрасили в яркие цвета, а на стены первого этажа навесили излишнее количество фонарей

Когда я узнал, что с 1942 года в здании размещается научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского, то был несказанно рад. Это прекрасное использования памятника архитектуры, не всегда и не везде сливается вместе так ярко – высокая архитектура и наука.

 
И под занавес, конечно, нужно показать карту всего района, ситуационный план со всеми домами,
выполненный советскими картографами в 1937 году.

Сегодня это «золотая карта», на которой видна вся историческая застройка тех самых «переулков вокруг Третьяковки», с которых я начал свой рассказ. И комплекс усадьбы Демидова в Толмачах виден предельно четко – Главный дом и два флигеля, образующие парадный двор. И будущая площадь на перекрестке перед воротами усадьбы. Площадь, которую позднее, уже в наши дни, назовут именем писателя Ивана Шмелева.

       Где ты, та зима середины шестидесятых годов, где ты – полутемный Лаврушинский переулок?
Где те снежные московские зимы, с метелями и поземками? Ныне пешеходный переулок стал совсем другим, с плиточным замощением, с новыми зданиями и новыми акцентами. На площади Ивана Шмелева тоже стоит новый дом, и новомодный дизайн площади очень старается напомнить о рядом расположенной Третьяковской галерее. В этом несколько агрессивном окружении кружевные ворота стали совсем незаметными, они стали совсем маленькими и очень скромными.
 
       Но я до сих пор храню воспоминание о том зимнем вечер, и как я в первый раз увидел эту загадочную кружевную ограду с воротами..... :))
……………………………………………………………..
Фотографии авторские.
Исторические фото - с сайта «Фотографии старой Москвы» (теперь - Pastvu.com)


Москва, Лаврушинский переулок, 1964 – 2017 г.     Статья открыта 1 апреля 2019 г.
Дневник сайта
- 12 мая 2019 г.
Начал писать воспоминания о Суздале, в котором бывал много раз. От первых встреч с тогда еще тихим, уютным и совсем не туристическим городком. И до Суздаля с отелями, мотелями, и асфальтированными улицами. Я рисовал Суздаль в течении почти сорока лет. Сегодня нахожу эти работы в пожелтевших папках, фотографирую или сканирую листы. Получается конечно не настоящая акварель, но зато можно показать на компьютере. Работы много и торопиться здесь нельзя....:)
- 10 мая 2019 г.
На лист Невыдуманные рассказы добавлены акварели, сделанные в Каневе в 1966 году - виды Днепра и заднепровских далей. И рассказ оживает на глазах!
- 27 апреля 2019 г.
На окраине Владимира в 1960-е годы было удивительное место, до которого и добраться было непросто. Всемирно известный храм "Покрова на Нерли" адреса не имел, а место называлось - "урочище". Вчера вспоминал "Путь к Покрова на Нерли"...
- 21 апреля 2019 г.
И вот новая работа о Боровске, городе, где почти нет высокой архитектуры, но интересном и живописном.
- 14 апреля 2019 г.
Подготавливая статью о дворе дома в Лаврушинском переулке, вдруг увидел, что тему «Замоскворечье» - уже можно выделить в самостоятельный раздел. Сделано :))
- 7 апреля 2019 г.
Старая Варварка и Зарядье - была спокойная улица Разина с цепочкой древних зданий на фоне гостиницы «Россия». Опять все сломали и перестроили, как такое могло случиться?
- 1 апреля 2019 г.
Первое апреля, уже настоящая весна, нешуточная. Подготовил рассказ-воспоминание о старом Лаврушинском переулке, и об Усадьбе с кружевными воротами.
- 24 марта 2019г.
Новая статья посвящена поискам церкви в Пафнутьев-Боровском м-ре, сломанной в 1836 г.
- 10 марта 2019 г.
Добавлена правая колонка - Дневник сайта. Изменить общий дизайн страницы и добавить колонку оказалось непросто. Но с помощью консультанта uCoz - все получилось :))

- 20 февраля 2019 г.
Новая статья готова – «Кутузовка и Поклонные улицы» - как продолжение темы «Кутузовская слобода». Это воспоминания людей, которые жили рядом со мной, на одной улице, с которыми я учился в школе..